Как строилась Акмолинская железная дорога

Вопрос о строительстве железной дороги через территорию Северного Казахстана назревал еще в последней трети XIX века. Идей и проектов железнодорожного строительства до революции было много. Одна из них — это открытие транссибирской железнодорожной магистрали. Известный в те времена инженер и общественный деятель Н.А. Шавров (1826-1899 гг.) в своем докладе Комитету Общества содействия русской промышленности тогда научно обосновал необходимость постройки ответвления магистрали на юг: Петропавловск -Акмолинск- Ташкент. Однако дорогу проложить не удалось: началась Первая мировая война, потом Великая Октябрьская революция, а за ней — война гражданская.

Только после Октябрьской социалистической революции стало возможным железнодорожное строительство в Северном Казахстане. 5 августа 1920 года В.И. Ленин подписал Постановление Совнаркома РСФСР о строительстве железной дороги Петропавловск-Кокчетав. Летом того же года в Петропавловск из Москвы прибыло «Управление стройки срочно — продовольственного государственного значения Петропавловск-Кокчетав», наделенное чрезвычайными полномочиями. Руководители Советской республики понимали острейшую необходимость этой дороги для продовольственного снабжения в условиях массового голода, охватившего страну.

О том, какое огромное значение придавалось намеченному мероприятию, свидетельствовал хотя бы тот факт, что Ленин лично и неослабно следил за ходом строительства. Именно поэтому, узнав, что руководители Акмолинской губернии в августе 1921 года вознамерились перевести управление «Петрококчестрой» в другое, малоприспособленное помещение, Ленин немедленно направил в Петропавловский ревком гневную, резкую телеграмму: «Ввиду исключительного значения сооружаемой ударной продовольственной железнодорожной линии Петропавловск-Кокчетав, учитывая, что выселение управления равносильно срыву налаженных с большим трудом и находящихся в самом разгаре работ, предлагаю оставить «Петрококчестрой» в прежнем помещении. Исполнение доложить».

Митинг 2 июня 1922 года, посвящённый прибытию первого поезда из Петропавловска

Митинг 2 июня 1922 года, посвящённый прибытию первого поезда из Петропавловска. Фото из архива Кокшетау Онлайн

Линия сооружалась круглосуточно в тяжелых условиях: имелись перебои в снабжении продовольствием, казармы для рабочих были приспособлены для временного проживания, часть строителей проживала в юртах и палатках, преобладал ручной труд. Красноармейские батальоны мобилизовали население близлежащих станиц, сел и аулов, устраивали субботники. Однако, несмотря на трудности, напряженная работа увенчалась успехом, и строительство железной дороги Петропавловск — Кокчетав было завершено в 1922 году. В дальнейшем прокладка дороги была продолжена до станции Щучье и уже в 1925 году по линии Петропавловск — Щучинск прошел первый поезд со скоростью 30 км в час.

Постройка ж.д. Алексеевского моста, 1929 год. Фото из архива Кокшетау Онлайн

Постройка ж.д. Алексеевского моста, 1929 год. Фото из архива Кокшетау Онлайн

Первым пятилетним планом предусматривалась дальнейшая прокладка рельсового пути. В марте 1929 года на бюро Акмолинского окружного ВКП(б) обсуждался вопрос о сроках доведения железнодорожной линии до Акмолинска. Было принято решение завершить укладку рельсов до Акмолинска к 1 октября 1930 года. Большой объем работ, начавшихся 20 мая 1929 года, в предельно сжатые сроки требовал напряженного труда. Индустриализация страны только начиналась, промышленность в этот период выпускала очень мало машин и механизмов и не имела возможности обеспечить ими стройку. Отсыпка земляного полотна, укладка рельсов и другие трудоемкие работы выполнялись вручную с помощью лопат, грабарок и тачек. Существовали специальные бригады грабарей, землекопов, тачечников, костыльщиков. На сооружение линии были направлены 900 разнорабочих, 164 землекопа, 1570 тачечников, 230 укладчиков. Несмотря на серьезные затруднения в обеспечении рабочих продовольствием и жильем, неблагоприятные климатические условия, железнодорожный путь был построен в рекордно короткий срок и сдан на три недели раньше установленного графика.

8 ноября 1929 года все жители Акмолинска торжественно встречали первый железнодорожный поезд. Состоялся митинг, на котором Казахский краевой комитет ВКП(б) дал высокую оценку трудовому подвигу строителей. Железная дорога через Акмолинск стала мощным стимулом экономического и культурного развития для всего Приишимья.

А строители между тем тянули магистраль дальше — на Караганду. По третьему пятилетнему плану, утвержденному XVIII съездом Коммунистической партии, было намечено строительство Южно-Сибирской железнодорожной магистрали. Весной 1939 года началось сооружение ее первой очереди — линии Акмолинск-Карталы. Эта линия протяженностью 806 километров должна была обеспечить кратчайший путь карагандинскому углю к предприятиям Южного Урала. Большое значение она имела для развития сельского хозяйства прилегающих районов и областей.

Партия обратилась к молодежи страны с призывом принять участие в стройке. Тысячи юношей и девушек из всех концов страны потянулись в Акмолинск, были созданы 400 комсомольско — молодежных бригад. Всего на трассе строительства трудились около 22 тысяч рабочих, среди них до 10 000 комсомольцев. Многие юноши и девушки до приезда в Казахстан не имели строительных специальностей. Здесь они обучились и стали квалифицированными рабочими. Железную магистраль строила вся страна, и она приобрела характер народной стройки.

Но несмотря на самоотверженный труд, к началу войны линия еще не была сдана в постоянную эксплуатацию. Акмолинская областная партийная организация принимает меры к завершению строительства. В третьем квартале 1941 года из областей Казахстана на строительство прибыли дополнительно около 7 тысяч человек, усилили помощь местные колхозы, коллективы организаций и предприятий. Вскоре основные работы завершились, и в январе 1943 года линия Акмолинск-Карталы была сдана в постоянную эксплуатацию.

Ввод в строй Акмолинской железной дороги был осуществлен в сложный переломный исторический период. В годы Великой Отечественной войны линия сполна доказала свою стратегическую важность, она обеспечила эффективную доставку угля Караганды на Южный Урал, а также доставку грузов на фронт. Акмолинская железная дорога была построена ценой огромных усилий рабочих, служащих и коллективов многих предприятий России, Украины и Казахстана, которых по праву можно назвать героями своей эпохи.

старый вокзал Кокшетау, 1950-е. Фото из архива Кокшетау Онлайн

Старый вокзал Кокшетау, 1950-е. Фото из архива Кокшетау Онлайн

Из истории общественного транспорта города Кокшетау. Вокзал 1952 г. Фото из архива Кокшетау Онлайн

Из истории общественного транспорта города Кокшетау. Вокзал 1952 г. Фото из архива Кокшетау Онлайн

Назира КУКУШЕВА,
руководитель отдела выдачи и использования документов ГААО.


По материалам газеты «Акмолинская правда» http://apgazeta.kz/tag/70-18-iyunya-2019-goda/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *