Навстречу 200-летию Кокшетау
Человеческая жизнь – река. И, если немножко пофантазировать, да образно представить, то наше бытие, и в самом деле, напоминает русло реки, которая начинается с маленького родника. Также и век каждого из нас начинается с рождения крохотного ребёночка. Но потом река становится широкой, полноводной, с чистыми, бурно или тихо несущимися водами меж крутыми берегами. Красивой привлекательной походкой красавицы идёт такой поток в вечность. Так же и человек. Если он желает оставить на земле хороший след, он всегда будет идти по жизни честной, привлекательной, созидающей походкой. И будет жить с народом глубоким чувством ответственности, сознанием своей роли в истории и жизни своего Государства. Но сила его не в превосходстве биологического над духовным и нравственным. А в их гармонии. Никакие земные радости не могут дать Человеку счастья, если они в разладе с его представлениями о чести, совестливости, гордости и стыде. И совсем другое дело, когда человек лишён этих качеств и представлений. Вот об этом я многие годы и пытаюсь поговорить со своими читателями, особенно с молодёжью. И теперь для этого я включил в эту статью разные мысли. Но это не значит, что всё написанное из-за своей «разномастности» или пестроты как бы вступает между собой в противоречия, и в борьбу между собой. Нет. Наоборот, я считаю, что изложенное как раз, несмотря на свою кажущуюся «разношёрстность», всё же дополняет друг друга, высвечивает правдивую картину нашего бытия. И, конечно, говорит о главном – наших способностях, человечности, порядочности, преданности, патриотизме и героизме. Или об отсутствии этих черт у некоторой части людей. И в этих условиях, как бы напрашивается вопрос: а каковы плоды нашего общения, взаимоотношений и труда? Какие чувства мы проявляем друг к другу? Какие эмоции мы испытываем к своей малой Родине? И чтобы каждый посмотрел на себя, как бы со стороны, и задумался — меняется ли он в условиях обновлённой независимой жизни? Становится ли он более добрым, более великодушным, более честным, более сдержанным, более рассудительным, более чутким к нуждам других, более неприхотливым в своих потребностях? Менее завистливым, менее алчным, менее упрямым, менее корыстным, менее капризным, менее мстительным, менее болтливым? Имеет ли каждый человек свою убеждённость, своё верование, искренен ли, уважаем ли к старикам, соседу, собеседнику, знакомому? Не является ли его поведение на людях показным, а в быту бесчеловечным? Ведь все эти понятия как раз характеризуют каждого из нас. Из них, как раз слагается общество из отдельных людей, которые создают образ Родины, так же, как формируется полноводность реки с помощью притоков. Однако мы настолько изранены этой свободой, нахлынувшей на нас, что, порой, теряемся, и начинаем в спешке искать лекарство. Но находим ли то, что нужно? …
Позволяю себе такую вольность в трактовке только потому, что прожил на этом свете уже немало. Конечно, многое видел, пережил вместе со страной и своим народом. Следовательно, имею право на свой взгляд и изложение тех или иных житейских обстоятельств. Ибо хочет того человек, или нет, но он, продвигаясь по жизни, где специально, а где невольно впитывает в себя всё то, что встречается ему на жизненном пути – питается соками своих предков, своей истории, окружающих и личными поступками. А они бывают сладкими и, увы, горькими. Но — это родные соки. К тому же, определённую роль сыграло и то, что я более пятидесяти лет занимаюсь историей края, страны и родного Кокшетау. Всё это время живу среди людей, и постоянно присматриваюсь к их поведению, жизни и прислушиваюсь к их разговорам. И не просто увлекаюсь этим, а изучаю, в том числе и по архивным документам, исторической литературе, летописям, беседам со старожилами. А потом пишу. Работая здесь всю жизнь, путешествуя по дорогам родных мест, вижу, ощущаю и дышу всем тем, что встречается на этом пути своё близкое и родное. И за эти годы у меня сложилось твёрдое убеждение в том, что наш край, в том числе и родной Кокшетау как раз являются той весьма положительно влияющей средой, где человек может воспитать в себе все самые лучшие житейские качества. В том числе, и привить сам себе, без посторонней помощи, любовь и привязанность к родным местам. И даже патриотизм. Накапливаю всё это в памяти, в записных блокнотах, потом приходит время и всё увиденное, услышанное, прочитанное, пережитое начинаешь осмысливать, обдумывать, анализировать и делаешь какие-то свои, пусть иногда и субъективные, выводы. А это — рассказы о людях и их подвигах, истории края, о родной природе, жить без которых невозможно, как без кислорода. Особенно касаюсь я вопросов духовного, нравственного и патриотического воспитания. И при этом напоминаю и даже настаиваю, что за всем этим не нужно ехать в далёкую даль, тем более в другую, чужую страну, чтобы насытить свой взор и душу радостью, а кошелёк деньгами. Всё это теперь можно обрести у себя на родной земле. Ведь земля наша и люди щедры к человеку, если он не ленится трудиться, да ещё и желающего и умеющего всё это чувствовать и понимать. И вдвойне благосклонна она к тому, кто умеет жить с ними в согласии, сочетает свой труд с их богатствами и возможностями. Человек всегда будет счастлив, если сможет чувствовать эту взаимосвязь с родной землёй, людьми, историческим временем и корнями. Чтобы подтвердить эту мысль, я и избрал для этого короткие рассказы о родном городе Кокшетау, первом оседлом поселении на просторах Казахстана.
Как было это когда-то, так и теперь особый интерес у местных жителей вызывает название здешнего огромного озера – «Копа», поскольку оно раскинулось в огромной степи. Почему же «Копа»? Это наталкивало казаков на догадку, что оно произошло от слова «копать», то есть рукотворное. Но возможно ли было подобное совершить в прошлых временах, когда никакой землеройной техники не было. Это теперь, глядя на охватывающую взором истощавшую гладь воды, такая работа может показаться посильной и ручному труду каких-нибудь тысяч каторжников. Но не следует забывать, что даже во времена прихода сюда русских в первой четверти ХIХ века озеро тогда простиралось, далеко за современный Красный Яр с его западной стороны. И тянулось севернее, омывая Джеландинские горы, до сопок, которые заканчиваются у нынешнего центрального кладбище по Щучинской трассе. И дальше тянулось чуть ли ни до современного железнодорожного переезда, что стоит на дороге. Тогда, по окружности, озеро занимало 25 вёрст – настоящее море. Нынче на дне бывшего озера раскинулись северная часть города, элеватор. С восточной стороны — мясокомбинат, Камкор – автосервис, часть микрорайона «Боровской», другие объекты. Да растянулось кладбище с левой стороны от автотрассы. Вот и возникает вопрос: а возможно ли было лопатами вырыть такое море? Кто его знает. Но наталкивает на такую мысль то, что когда-то эти места занимал улус Золотой Орды. А у него были многие тысячи пленённых рабов. Чтобы их занять делом, такое задание они могли получить. Но теперь мы вряд ли узнаем тайну появления и названия нашего водоёма. Возможно, эта легенда приблизит нас к разгадке этой радующей нас красоты, создающей отличные условия для отдыха – озера Копа. А если не приблизит, то, по крайней мере, поможет понять и ещё больше полюбить его. Подарила мне это предание собиратель легенд, Кокшетауский публицист и педагог Алия Ахетова.
Есть древнее поверье, будто мир – это просторное озеро. Волны набегают одна за другой и разбиваются у берега, где так чиста вода, о тяжёлые каменные валуны. Время – это ветер, передние волны – старшие, за ними бегут, поспевают младшие, и все по очереди умирают. Волны, игриво гоняющиеся друг за другом, и не подозревают о своём конце.
Ясное, светлое озеро тихо шепчет влажными устами волн: «Будь же благословенно всё то, что появляется на свет и, прожив свой срок, определённый свыше, уходит в вечность».
Под широко раскрытым прощальным оком Солнца, озеро в предзакатную пору заливает кровью. Наверное, это кровь тех, кто жил на берегу, любил женщин, растил детей, сады, ловил серебристую рыбу в его чистых водах, и радовался своему появлению на свет, словно будет жить вечно, не зная, что когда-нибудь всему приходит конец.
Ни единого всплеска прозрачных волн порой не слышно на озере лунной ночью. Только вздрагивает отливающая серебром, сияющая на воде лунная дорожка. В такие ночи спокойно озеро вспоминает о птицах, летящих издалека, из неведомых стран, навстречу своей погибели.
По дороге не ссорьтесь. Помогайте друг другу, как братья, перелётные птицы!
Охотникам снятся души убитых птиц. Сны долго не дают покоя убийцам живой природы. Озеру снится, что было оно Великим синим морем, буйным, поднимавшимися на дыбы волнами. Да такими большими и сильными, что не поддавались воле Неба. Но вот пришёл на его берега человек, и некогда буйное Море стало медленно покоряться злой воле пришельца. А затем и чахнуть. И медленно Море превращалось в озеро. Процесс этот продолжается и теперь. Долго ли Копа ещё будет слыть озером? Вряд ли. Если следовать этой закономерности, то его ждёт судьба сначала болота, а затем и лужи. Опомнятся ли люди?!
Страшно всё это, но мы неумолимо к этому уже не идём, а летим семимильными шагами. Опомнимся ли когда-то и задумаемся? Не знаю. Но, уверен, – следовало бы, и чем раньше, тем лучше. То же мы можем гадать и о лесе. А ведь он, лес, здесь начинался, примерно, от современного села «Васильковки», что в 7 км от города, опоясывал озеро широким урманом с западной и южной сторон далеко за современный посёлок бывшего Конезавода, и на востоке дотягивался, чуть ли ни до селения, котороё мы больше знаем под названием «Джамантуз». Но куда он, лес, девался? Столько вырубить на постройки люди не могли. Поселенцев здесь тогда столько не было, да и не было такой надобности. А произошло то, что и должно было произойти: лес начали рубить — нарушилась его вечная флора, и растительность, не устояв перед бездушным человеком, начала «болеть» и погибать. То же произошло и с озером «Копа». Пока оно находилось в первозданном состоянии, вода сама себя оберегала и очищала. Но когда с поселения в неё хлынули хозяйственные стоки, оно не в состоянии уже бороться с человеческим безрассудством и вредительством – не смогло самоочищаться, и начало хиреть. Теперь в то даже трудно поверить, глядя на грязную частичку оставшегося некогда огромного кристально — чистейшего водоёма. Но так было. Ещё в годы начала целины водой из озера питался весь Кокчетав. А первые прибывшие сюда казаки считали озёрную воду даже целебной.
Ещё страшнее смотреть на оголившиеся сопки вокруг города. Но в том нет вины природы. То человек – преступник сотворил такой грех против красивейшего в степи заповедного природного уголка. И восстановить его уже не получается, сколько люди ни пытались. А ведь здесь же было ещё одно большое озеро. Его очертания и следы видны и теперь, если поехать в сторону Зеренды, и сразу после дорожной развязки посмотреть направо. То озеро уже давно высохло. А ведь первоначально Кокчетав закладывали именно на берегу того озера. И строить Кокчетавское укрепление начинали именно там. Если бы его завершили, то город стоял бы сегодня там, где с левой стороны, от Зерендинской трассы, раскинулись дачи горожан. Но, вероятно, сама естественная среда воспротивилась человеческому безумию, вода в озере начала менять вкус, и скоро оно стало горько-солёным. А без нормальной воды, как жить? Сыграло тут роль и то, что эти горы были сильно заселены крупными змеями. Не случайно их казахи назвали «Джеландинскими» — «Змеиными». И, по этим причинам, люди вынуждены были с того места уйти.
Глядя на всё это безобразие, с сожалением начинаешь осознавать: как жаль, что у здешних гор, леса и озера Копы тогда не нашлось своего Габайдуллы, который бы спровадил казаков в другое место, как сделал он это при горах Кокшетау. Ну, хотя бы проводил на противоположный пустынный северный берег озера, где теперь раскинулись микрорайоны «Васильковский» и «Сарыарка» Представляете, если бы там сегодня простирались центральные улицы города, а южный некогда живописный урман, прилегающий к озеру первозданной природой, остался не тронутым? Какая это была бы теперь красота и счастье для нас, горожан, и не только. Это была бы ещё одна курортная зона не хуже Зеренды, Челкара или Имантау. Но, видать, не суждено было тому сбыться. И тут нельзя винить только тех казаков, которые были направлены для открытия первого окружного приказа. Ибо место, которое они вторично вынужденно покинули, и выбрали новое для закладки Кокчетава, явилось их спасительным уголком от полной гибели всего отряда.
Но история нашего города живёт не только в приданиях, сказаниях, документах и памяти народа. Она помнит, и хранит множество житейских легенд и даже мифов. Вот одна из них, которую мне рассказал добродушный кокчетавский старожил, аксакал Бегали ага. Только для начала меня спросил: «Ты вот изучаешь и пишешь про Кокшетау. А знаешь ли ты то, как он здесь, по настоящему, появился?» Я утвердительно кивнул головой. Он открыл беззубый рот, засмеялся, и говорит: «Не жнаешь ты того, и то мало кто жнает. А твои книжные ижышки – это такие шказки, каких много шочинили ученые люди. А ты пошлушай наштоящую ишторию, которую мне рашкажывал отец, а ему поведал его, отец, мой дед. А тому рашкажывал его дед. Так что уже и трудно определить, школько наших поколений она пережила и живёт до ших пор». (Так и говорил аксакал через «Ж» и «Ш»). Тут Бегали ага остановился, задумался, положил в рот щепотку насвая, и снова заговорил. Я изложу это на современном языке межнационального общения:
Здесь, где теперь раскинулся город, была вотчина нашего далекого предка, корни которого происходят от самого Хана Абылая. Поколения менялись, а здешняя земля так и оставалась нашей родовой кстау. Но как-то в те далёкие времена появился здесь русский человек. Это вы историки, писатели насочиняли страшилок, что, якобы, казахи когда-то уничтожали всякого чужеземца, появлявшегося здесь непрошенным гостем. Это неправда. В казахах, как вечных номадах, живёт их природная память — приходить на помощь каждому и везде, кто в ней нуждается. Вот и появившийся незнакомец, видя необъятные просторы пастбищ, лугов и леса, попросил нашего пращура, чтобы он выделил ему участочек для постройки домика. Там, на родине, жить по какой-то причине ему стало невыносимо, и он отправился на поиски другой доли. Наш прапрадед и спрашивает: «А чем платить-то будешь?» А у того, ни лошади, ни верблюда, ни денег, естественно, ничего, кроме котомки за плечами с сухарями, посоха и какой-то шкуры за спиной ничего больше не было. Из дому в России он ускакал на лошади. Но за многомесячное путешествие от усталости лошадь пала. И мужик с неё снял шкуру, высушил, да так с ней и носился. Хозяин юрта, понимая, что такой сосед – нахлебник, ему не нужен, но отказать бедному не мог, не позволяли характер и традиция номадов. Вот он и говорит: «Я дам тебе землю, но не больше этой лошадиной шкуры, так и быть, живи рядом». И сам ушёл на соболиную охоту, полагая, что путник установит шалашик или палатку, и будет здесь жить.
Долго хозяин находился в лесах, а когда вернулся, то глазам своим не поверил. На берегу озера стоял незавершённый сруб дома. А рядом были вскопаны грядочки, на которых зеленила какая-то растительность. И всё это обнесено плетнём из лозы. Возмутился хозяин кстау, и говорит: «Почему своевольничаешь, шайтан? Я тебе разрешил занять земли размером твоей шкуры, а ты? Где твоя шкура, давай измеряем во сколько раз ты превысил моё требование?» Мужик пошёл, несёт из шалаша какие-то обрезки. И говорит: «Вот та конская шкура. Я её порезал на нити, связал, сколько хватило обтянуть территории, столько я и занял. Ты же сам мне разрешил – под размер этой кожи. Поступил я честно».
Глянул аксакал лукаво на пришельца, и расхохотался. Да и куда было, бедолагу, прогонять.
«Ладно,- говорит,- коль ты сумел меня обхитрить, так тому и быть. Живи, будем вместе хозяйничать, видать, ты мужик толковый, сообразительный». Так и стали с тех пор жить казах и русский рядом, помогая друг другу во всём – и в труде и в беде. А потом появился в этих местах целый отряд вооружённых казаков. Да все сердитые. Оказалось где-то им кочевники уже изрядно поддали, чтобы не занимали их угодий. Они искали укрытия, чтобы вторично не получить поддых. Вот одинокий русский и указал им место, где можно укрыться от преследования. Казаки ему поверили, и заняли это место, которое с двух сторон защищалось большими озерами. А с других – было обнесено горами и непроходимым урманом. Шибко понравилось оно казакам. Они здесь и зазимовали. Так со временем здесь появилась станица, переросшая в город, который потом и начал активно застраиваться».
Легенда она и есть легенда. Но красивая, хотя и мифическая.
Естественно, развиваясь, новое поселение в степи, со временем стало не только интересовать, но и притягивать к себе разных людей. Так несколько позже, в Кокчетаве часто бывали и выступали знаменитые акыны степи Шоже Каржауов, Акан – сере, Биржан – сал. Центр округа особо помнит самого авторитетного, долголетнего и заслуженного своего руководителя Чингиса Валиханова, и его знаменитого письмоводителя Ишмурата Ибрагимова, ставшего впоследствии российским консулом в Джезде и автором нескольких трудов по истории и этнографии казахов. Знаменитый борец и певец Баулан Шолак, вступив в борцовскую схватку на Кокчетавской ярмарке с чемпионом мира по французской борьбе Кароном, тут же победил его, чем нешуточно был удивлён и даже оскорбился иностранный силач, ставший в Кокчетаве экс-чемпионом. Здесь неоднократно бывали исследователь Сибири и Казахстана Г.Потанин, общественный и политические деятели, историки, краеведы Н.Ядринцев, Ф.Усов и Г.Катанаев написавший немало трудов по истории нашего края, и, особенно Сибирского казачьего войска. Георгий Ефремович родился в Атбасаре, окончил Омский кадетский корпус, работал в Омске, неоднократно бывал в Кокчетаве…
Синегорье! Песенная река Сары-Арки — пленяющая красотой своей природы и простора на севере Казахстана. Места эти воспеты в песнях, сказаниях, легендах, преданиях, поэзии, романах и живописи. Они и сейчас вдохновляют на творчество акынов, художников, писателей, поэтов, композиторов. Здесь, в этом загадочном краю степей, озёр, лесов и гор, на берегу озера Копа, мы теперь видим раскинувшийся старейший, и, ставший красивейшим, современным наш город Кокшетау, что и притягивало сюда передовых людей разных периодов и времён.
В народе говорят, что города, как и люди, имеют своё неповторимое лицо, своё сердце, свой характер, свою жизнь, и даже свою судьбу. Это действительно так. И подтверждается это нашим родным городским поселением, являющимся для нас, кокшетауцев, родником, истоком, началом единой Большой Родины – Независимого Казахстана. Кокшетау – первенец оседлой жизни в Степи, ставший старейшим и одним из интереснейших, своеобразных городов страны. Это не просто точка на карте Республики. И даже это не имена людей, родившихся здесь, вышедших отсюда в большую жизнь, и принесших славу краю и стране. Для нас, независимо от веры исповедания, рода занятия, наличия личностей, живущих здесь, наш город сочетает в себе целый комплекс понятий, названий, традиций и личных воспоминаний, связанных с его историей и современностью. Это, как энергетика, притягивает людей, в то же время, дающая духовную и нравственную подпитку каждому, кто в той или иной степени связан с его улицами и переулками, озером и речушками в него впадающими, сопками и холмами, да дачами, заменившими лес, окружающие теперь город. И, несмотря на то, что всё это постепенно меняется, но, к примеру, произнесите теперь вслух такие слова, как «Автогородок», район КМЗ, «Мехколонна 57», «ЖБИ» «Старый мясокомбинат», хотя их уже давно в природе не существует, но каждый горожанин вас тут же поймёт, о чём и ком идёт речь. И как будто некий невидимый разряд пронизывает наше сознание и память от воспоминаний этих прошлых замечательных исторических, прекрасных названий.
И тут невольно возникает вопрос: почему иные названия живут десятилетиями, а то и столетиями, а другие, хотя их утверждали официально в высоких инстанциях, так и остаются, словно чужие или косноязычные. Они есть и в Кокшетау. Не хочу их называть, дабы не обидеть тех жителей, кто на них проживает. А дело в том, что существует сила народной памяти, притягательности, которая является как бы избирательной, исходит от самих людей, от наших пращуров, что и связывает нас, как нитью на многие годы между разными поколениями прошлого и настоящего. Отсюда следует вывод: прежде, чем давать название микрорайону, новой улице, или переименовывать, крайне необходимо посоветоваться с народом, здесь живущим. В противном случает новое название так и останется в сухом документе, не вызывая никаких эмоций у людей, и, тем более, любви. Ибо никакой документ или мемориальная доска не способны передать столько информации, вызвать такие чувства у человека, как привычное старое название. Если кто в это не верит, пойдите, к примеру, на улицу, носящую имя Землячки, и спросите, чем она славится? Уверяю вас, услышите в ответ грубое слово, или молчок, взамен которого полетит на землю плевок. И таких названий, увы, в городе немало. Спрашивается: так ради чего их когда-то называли или переименовывали, если они вызывают у горожан отрицательные эмоции и даже отвращение?
А родная улица, да ещё носящая имя, которое греет и возвышает душу, вызывает только патриотические чувства. И любовь. Такие улицы народ называет родным уголком, лицом, душой города, памятью, историей и настроением. Ведь любое поселение – это не просто дома и деревья – это такое же живое существо, как человек, и разговаривает с нами так же, только на своём архитектурно-созидательном языке и языке флоры, который мы просто обязаны понимать и ценить. Но мы не всегда прислушиваемся к этим голосам и очертаниям, потому и действуем, как слепцы, только по своему разумению, а чаще по прихоти и часто по некой выгоде. В итоге, сколько раз менялись названия наших некоторых улиц за двести лет? Их не сосчитать. К примеру, одна улица, ныне носящая имя М.Ауэзова, за последние, примерно, 50 лет меняла названия более десяти раз. И что это дало? Только теперь она обрела уважаемое историческое имя. А это говорит о том, что одни названия прикипали навечно, другие через некоторое время терялись, отмирали, просто забывались, как не вызывающие эмоций у людей. Вот назову улицу, когда-то называвшуюся «Кладбищенская», потом «Петропавловская». С 1920 г. «Советская», с 1953 – «Сталина». Их этих названий давно уже нет. Но почему-то к ней прикипело название «Петропавловская». Услышав его, каждый поймёт, что это та улица, которая ведёт к выезду на Петропавловск. Но потом ей дали название «Нефтебазовская». Но и это название позже сменили на «Элеваторную». Теперь она носит имя «Сулейменова». Спрашивается, чего добились переименовщики этой бесконечной перетасовкой? Что это дало жителям, живущим на этой улице? А ничего, кроме путаницы. Вот давеча одним махом городская ономастическая комиссия предложила переименовать более 50-ти улиц. И кампанейщина началась. Господа, депутаты городского маслихата: куда и зачем так торопитесь? Пойдёт ли вся эта «галопом по Европам» ваша работа на пользу городу и горожанам? Ведь теперь широко открыты двери в прошлое. И наверняка исследователями там будут установлены имена замечательных земляков, увековечивание их имён будет неизбежно. А где будет брать улицы? Конечно, снова начнётся переименование. Вот, к примеру, разве Шингис Уалиханов, Димаш Кунаев или Мамбетали Сердалин не заслуживают такой памяти? Вполне достойны! Так в чём дел? Почему не увековечиваем своих, самых заслуженных? Зачем лепите в городе имена незаслуженных чужаков? По блату или за деньги?
Нет сомнения, с обретением Казахстаном Суверенитета, возникла необходимость и во многих обновлениях. В том числе и названиях улиц. Я об этом писал ещё в 90-е годы прошлого века. Меня тогда обозвали националистом. Пусть простят меня ветераны, но все эти «Коммунистическая», «Карла Маркса», «Ленина», «имени … съезда КПСС», «Интернациональные» плешь проели. Я не говорю, что они недостойны. Я – о другом. Куда, бывало, ни поедешь по Казахстану, СССР, только выйдешь на улицу, а там то же самое. Даже в Польше, Болгарии, Венгрии, Югославии, Индии, других странах, где приходилось бывать, сплошь и рядом встречаются эти же названия. И получалось, что приехал в другой город, республику, и даже страну, а там, то же самое мозолит глаза, что и на родине примелькалось. Как будто никуда и не уезжал из дома. Конечно, это требовало освежения и обновления. Ибо каждый город, посёлок и, тем более страна, должны дышать своим местным колоритом, жить своим национальным выражением и именами, историей, культурой. Но делать это нужно не впопыхах, судорожно и горячке, а обдуманно, национально, исторически оправдано. Чтобы новое название вызывало у людей любовь и гордость. И не только в день переименования, а вечно! А спешка ведёт к искажению не только истории, но и памяти, чести и совести людей. Потом приходит время, и население уже не знает, а с болью вспоминает, и сожалеет об утрате многих исторических названий. И не только. В этой погоне за призрачными иллюзиями в Кокшетау уже много исчезло старинных исторических зданий. В их числе первый Дом-диван, в котором заседал старейший, и самый многолетний, плодотворный Ага-султан Кокшетауского округа, Кавалер нескольких высших царских наград Шингис Уалиханов. Не стало домов, где после женитьбы в Сырымбете, здесь жил Шокан Уалиханов, писатель Фёдор Усов, другие видные личности. Так же были бессовестно стёрты с лица кокшетауской земли первые казахская и татарская мечети, школы, православная церковь, Дом культуры. Произошло это по той причине, что эти строения не представляли ценности стиля ренессанса или барокко. Но они несли в себе печать веков, уклада тогдашней жизни, архитектуры, истории, культуры, искусства. Что открывало перед нами целую панораму бывших событий.
В своё время боролись с Богом-Аллахом, религией, а рушили земную красоту, творения искусных мастеровых, архитекторов прошлого. Боролись вроде во имя праведного дела, а в итоге получалось, что сносили всё в угоду собственному невежеству, беспамятству и бескультурью, безразличия, слепоту и апатию. Теперь имена тех безбожников, наиболее рьяно рушивших религию и уничтожавших храмы и священников, к примеру, Свердлова, Землячки, Воровского носят в Кокшетау названия улиц. И хотя в те приснопамятные годы Кокчетав потерял и не так много, как другие старинные города, всё равно он безвозвратно утратил значительную часть былого исторического облика, свой первозданный сибирский и национальный казахский колорит. Однако в городе и что-то сохранилось из той поры. Всё это, несомненно, нужно оставить и бережно сохранять. А это здание по ул.Ауельбекова, в котором в годы ВОВ размещался госпиталь. В то время в нём обрели жизнь сотни фронтовиков, вернувшихся на поля сражений. Старинное здание мечети по той же улице, являющееся памятником архитектуры. Есть и другие исторические строения, которые нужно сохранить. Но, как? Ведь каждый из нас пока являемся только зрителями. Потому и нужно каждого зрителя, как и слушателя, читателя тоже сделать творцами. И приглашать их на заседания ономастических комиссий, и выслушивать их мнения. И не бояться того, что они там скажут или предложат. Ведь восприятие и оглашение всякого явления – это всегда сотворчество. Ведь мы, вчитываясь в книгу или вглядываясь в картину, пытаемся их познать, домыслить, проникаемся в суть замысла писателя или художника. То же самое происходит при взгляде и на архитектурное произведение. А если ещё город, село или аул имеют многолетнюю историю, застраивались в разные времена, эпохи и при разных социальных строях, как это случилось с Кокшетау. То такие поселения особенно интересны, привлекательны, и исторически ценны и незаменимы. Им цены нет. Ибо, сравнивая их с современностью, ничто не даст такого представления о прошлом, о наших достижениях, как наглядные сравнения с прошлым. Ведь они впитывали в себя особенности тогдашней архитектуры, в сочетании с особенностями местности, национальными идеалами красоты и культуры. А это всё то, что даёт возможность потомкам осознать строительную роль со значением города, села или аула. В таких строениях воплощаются черты характера, эстетических воззрений строителей того времени, да и всех тогда живших в нём людей. То есть, выстроенный город или посёлок с таким учётом, обретает своё лицо, получает свой неповторимый образ, чем, естественно, привлекает и радует. А это всё то, что может перед современным любопытным человеком, как живописными картинами, открыть целую панораму истории его родного края. Не однообразные современные квадратные клетки нас нынче удивляют. А строения прошлого. Они были все разнообразны, чем и восхищали. Она же, наглядная история, как ничто другое, влияет на формирование любви и привязанности к родным местам, даже к неприметной улочке, дворику, где человек родился, рос и живёт.
К сожалению, в наших современных улицах не всегда можно обнаружить это единство. А застроенное же новое, без учёта этих простых правил и должного вкуса, получается без образа. В итоге складывается то, что люди называют безобразием. Такое безобразие, увы, можно встретить в застройке и названии некоторых современных улиц Кокшетау. И не только прошлого, но и настоящего. Потому нашим современным планировщикам, архитекторам и градостроителям было бы очень кстати и полезно познакомиться и помнить о Законодательстве, которое начинается с философского рассуждения о том, что каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. «Новое дело творит некто, когда хочет или разрушить, или изменить прежний вид». А это изменение не всегда идёт всем жителям на пользу. Вот взять простой пример в Кокшетау. Центральная улица Абая. Когда-то она называлась «Атаманская», «Большая Садовая», им. Карла Маркса, которое можно было встретить во многих городах Казахстана и даже в других странах. И правильно сделали, что переименовали. Но беда её в другом. Она была широкой, просторной, словно бывшие градостроители предвидели бурный рост и раздвижение города ввысь и вширь. Но вот нашлись «лпьёшники-деляги», (назвать их архитекторами и строителями – язык не поворачивается), и начали возводить здесь одно здание за другим между тротуаром и давно существующими домами, стоящими вдоль проезжей части. Во-первых, облик этой улицы не улучшился, а значительно ухудшился. Во-вторых, новыми строениями закрыли окна старых построек так, что люди теперь в них живут, как в темницах. В-третьих, с помощью этих новостроек улицу сузили так, (а теперь настала острая потребность её расширять). Потому, что автомашины по ней не ездят, а протискиваются. То же самое можно сказать и об улице Ш.Уалиханова, особенно в западной её части. А ведь то улица – транзитная. Но, особенно, там, на ней последние строения возведены так, что их углы и стены могут задевать проходящими кузовами грузовиков. И что будет там уже через лет 5-10- трудно предположить. Скорее всего, выход будет найден в том, что, появившиеся здесь новые здания вдоль тротуаров, придётся сносить, чтобы расширить проезжую часть.
По меркам старинных городов, летоисчисление которых уже идёт на тысячи лет, Кокшетау, конечно, не тянет. Но в масштабах Казахстана наш город считается старейшим поселением. Поэтому долг современных здешних градостроителей перед нашим народом и его культурой и историей должен состоять в том, чтобы не разрушать, не ковырять его первоначальный архитектурный облик и замысел наших пращуров. А всеми возможными методами и способами его нужно поддерживать и творчески, повторяю, творчески, а не скандачка, развивать. И новые строение не должны появляться на смену старым. А их можно и нужно возводить вне старых построек. А строения прошлого должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Ведь это наша летопись. Архитекторы, заказчики, и строители должны не только знать историю своего города, но и ценить её, чувствовать его первозданную красоту даже тогда, когда она от времени обветшала. Ведь когда-то их хозяева или строители ими так же любовались и гордились, как мы теперь гордимся стеклянными высотками. То был их «пик моды и вкуса». И относиться к их творениям наплевательски, по меньшей мере, непорядочно, господа. Не забывайте, что возводились те здания, в основном, с помощью пилы, топора, рубанка и без элементарных гвоздей за счёт опыта и мастерства тех поколений. Я уверен, как бы были счастливы наши пращуры, увидев своими глазами «живую эпоху настоящего великого реализма»! Мы же, порой, даже хихикаем над их творениями. А нам не нужно осуждать и отворачиваться от прошлого, подтрунивать над ним, и губить его. А надо чтобы между настоящим и прошлым существовали связывающие элементы. Да всё делать так, чтобы город во всей своей исторической данности воспринимался как единое целое. А для этого нужно вводить архитектурные переходы. А это значит, что нужно сохранять не только строения, но и те местности в первозданном виде, когда они застраивались. Это значит, чтобы новое строительство, по возможности, как можно меньше противостояло старому, чтобы они между собой гармонировали, сохраняли бытовые навыки народа в своих наилучших проявлениях. Тогда культурное прошлое города будет понятно не своими отдельными частями, а станет нам дорогим в целом. В результате такой работы мы, уверен, можем более надёжно и увереннее почувствовать плечо друг друга, эстетические идеалы своего народа. Потому что такое отношение к прошлому и настоящему своего города – это и есть социальное отношение ко всему, что тебя окружает.
Рассказать же обо всём, тем более о современном городе в одной-двух публикациях невозможно. Возвращаться к этой теме, особенно к исторической памяти, мы должны неоднократно. И если мы все не проникнемся этими понятиями, то портрет и облик Кокшетау только будет терять свою историческую ценность. А затем и сам погибнет. Как уже погибли многие города мира. Потому, мы все должны впитать в себя эти ценности. Ибо Кокшетау сегодня – это наша гордость и слава. Здесь много и разного было на его извилистом историческом пути. И как бы сегодня ни кривили правдой иные скептики, нам всем ясно и понятно: Гордиться есть чем и многим! А вот стыдиться нечего и отворачиваться не от чего. Не нужно только повторять ошибок прошлого. Убежден, те же самые чувства будут испытывать и будущие поколения.
Но Кокшетау сегодня – это не только его история, промышленность, строительство. Сегодня Кокшетау является областным центром, заглавной в Казахстане, Акмолинской области. А это значит, что он представляется значительным и заметным культурным центром Республики. Здесь весьма успешно функционируют Дворец культуры «Кокшетау», областная филармония, детская театральная студия, кукольный театр, казахский и русский драматические театры, Дом дружбы, Дома культуры «Истоки», «Достар». В них на постоянной основе работают свои творческие коллективы как Хор ветеранов, несколько молодёжных ансамблей, «Ажелер», «Сувенир», «Кокшетау», Русский народный хор, оркестр казахских народных инструментов, другие. Кроме того, в музыкальной и школе живописи, музыкальном и культурно-просветительском училищах готовят соответствующих специалистов исскуства. В городе функционирует большая сеть библиотек. А начиналось здесь библиотечное дело со сбора у горожан единичных книг. Да ещё и областная, научная библиотека, носящая имя писателя и просветителя Магжана Жумабаева. Естественно, все они несут культуру в массы, проводят большую работу по художественному, культурному, историческому и эстетическому воспитанию особенно подрастающих поколений.
Несколько сот специалистов высокой квалификации ежегодно выпускают высшие и средне-специальные учебные заведения города. Среди них Университеты им. Шокана Уалиханова, им. Абая Мырзахметова, Юридическая академия, Академия «Кокше», Сельскохозяйственный институт, другие. В городских школ обучаются тысячи наших детей. Среди выпускников кокчетавских школ есть немало достойных ученых, крупных специалистов, заслуженных врачей, учителей, государственных деятелей, генералов и адмиралов.
В Кокшетау с любовью относятся к историческому прошлому. Здесь работает старейший в республике Историко – краеведческий музей, которому уже исполнилось 100 лет. Музеи истории города Кокшетау, имени Малика Габдуллина, Литературный музей.
Если в советское время людей преследовали за увлечение религией. То нынче даже государственная власть способствует духовно-религиозному верованию. И это весьма правильно. Ибо вера придаёт человеку силы, надежду, убеждённость и верование в лучшее будущее. Благодаря такому отношению к религии, нынче в Кокшетау функционируют 3 мечети, 2 православных храма, польский костёл, несколько молитвенных домов разных религиозных вероисповеданий. И они исправно осуществляют свои религиозные функции.
Любят кокшетауцы физкультуру и спорт. У нас функционируют несколько спортивных школ, несчётное количество спортивных секций, клубов, коллективов, площадок. В них воспитано немало мастеров и заслуженных мастеров спорта, призёров и чемпионов области, страны, мира, и Олимпийских игр. В том числе есть своя хоккейная команда «Арлан», успешно выступающая среди команд высшей лиги республики. Футбольная команда «Ок — Жетпес», входящая так же в высшую лигу, нередко является грозой для соперников таких крупных городов, как Костаная, Караганды, Усть-Уаменогорска, Актобе, Алматы, других.
Ну а о предприятиях разной направленности и отраслей, так и вспоминать не приходится. Не хватит газетной полосы, чтобы всех их перечислить.
Знакомясь с этими и другими показателями весьма успешной работы горожан, невозможно даже представить, что всё это могло придти к нам как бы само собой, или появиться по мановению некоей волшебной палочки. Конечно, за «дирижёрским пультом» стояли ранее, и находятся нынче те, кто всем этим хозяйственным, духовным, культурным и спортивными движениями умело дирижирует. Имя им акиматы города и области.
Издревле бытует такое мнение: человек за жизнь может объехать многие края и страны, осесть на жительство там, где ему захочется. А вот города, в отличие от людей, остаются там, где они изначально обосновались. Но, несмотря на это, они тоже путешествуют. Только не по расстояниям, а во времени. Кокшетау, шагая по жизни, приблизился к своему Юбилею — 200-летию. Увы, столько прошло в нём событий, столько жило и живёт здесь постояльцев, что всего и всех невозможно запомнить. И, тем более, обо всех и всём рассказать в одной даже в двух газетных публикациях. Зато, знаю точно, все, кто здесь не только жил, но и кратковременно побывал, оставляют в своей памяти наш город навсегда. Почему так происходит? Точно объяснить я не могу, потому что сам не понимаю. Вероятно, что-то всё-таки есть в нём нечто притягательное, увлекательное, что западает человеку в душу и память навсегда. Помните утверждение основателя Кокчетава губернатора края П.М.Капцевича при разработке эскиза герба области. Его тогда ретивые чиновники спросили: «Почему в гербе превалирует только тема кочевников?» Он тогда ответил. «Казахи нынче составляют основную часть жителей области. И так будет впредь». И мы в этом убеждаемся и двести лет спустя.
Увы, историческую атмосферу даже одного города, как Кокшетау, нельзя зафиксировать никакими фотографиями, картинами, макетами. Эту атмосферу можно сохранить и подчеркнуть реконструкциями. Но её также можно и бесследно уничтожить. Так вот, чтобы этого не случилось, чтобы совсем наше архитектурное и градостроительное прошлое не кануло бесследно, нужно всеми силами и всем жителям противостоять натиску современной, так называемой, моде. А, на самом деле, глупой погоне. Потому что прошлое имеет незаменимое воспитательное значение. Оно воспитывает вкус к разнообразию, гордость, привязанность, чувство ответственности не только перед самим городом и горожанами. Но и – перед Родиной. А Любовь к своей Родине – это не просто отвлечённое понятие. Это и есть, в первую очередь – любовь к истории, к людям, которые здесь когда-то жили, с которыми ныне живёшь, к своему городу, к своей местности, где обитаешь. А всё это народ называет родными корнями. Не будь же этих корней, появится много людей, похожих на степное сухое растение, называемое перекати – поле. А оно, поддеваемое степным ветром, останавливается только там, где случайно зацепится. И там же окончательно засыхает. Не уподобляйтесь этому несчастному «колобку»! Потому, что Кокшетау с каждым годом застраивается, хорошеет, растёт его не только промышленный и градостроительный потенциал, культура. Постоянно увеличивается его численность населения. А это значит, хотя он и является старейшим городом Казахстана, его улицы, вся атмосфера и ритм жизни людей, современные и молодые. Таким стал, и, верится, будет наш город всегда и впредь. Ибо он наш дом, наша малая Родина! Вот с этой улицы, где я прожил всю жизнь, начинается моя Родина. Вот с этой речки Копинки, вот с этого мемориального памятника Абылай хану на центральной площади. Вот с этого Вечного огня, Аллеи Героев, памятника М. Габдуллину и Ш. Уалиханову. С озера Копа, и того ребёнка, который в нём так усердно бултыхается. Вот с этой замечательной сопки Букпа с телевышкой и гордым, лирически — песенным названием на ней моего города «Кокшетау». С той серой, запылённой военной шинели, что висит в музее, и простреленной солдатской каски. С того пшеничного целинного снопа, стоящего в том же музее, возможно, когда-то мной посеянного и взращённого на целинном поле, и много другого как раз начинается моя Родина. Это начало у каждого своё. А Отечество одно на всех, и слагается оно из наших малых родин. Ибо Отечество – это и есть наши корни. А Государство – это порядок в Отечестве. И когда я, уезжая в командировку, соскучившись, сюда возвращался и начинал приглядываться к окружающему, то тут же замечал: тихий, уютный Кокшетау жил своими повседневными заботами. Все куда-то торопились. Обычный трудовой день. В такие минуты, пожалуй, каждый, возвращаясь из дальней дороги, хочет во весь голос крикнуть прохожим: «Люди! Оглянитесь на меня – я приехал! Как я скучал без вас!» Мне каждый раз хотелось кричать вдогонку торопящимся горожанам: «Дорогие мои! Посмотрите на меня, послушайте, что я видел! Взгляните вокруг, улыбнитесь друг другу, какая красота, какое счастье жить в таком городе! Дорожите этой жизнью, берегите её!» И хотелось это сделать с такой силой, чтобы было слышно на весь Казахстан. Неверующие Фомы – попробуйте хотя бы на короткое время поехать в ту же Молдову или Украину, посмотрите, что там происходит, и как там теперь перебиваются люди. А ведь мы все рассыпались из одной империи одновременно. И одновременно стали жить независимо друг от друга. А теперь сравните нашу жизнь с тамошним существованием. И тогда всё поймёте, и узнаете настоящую цену своей Родине, дорогим с детства местам и людям, с кем живёте. Идите, езжайте, плывите, летите, куда вам только вздумается. Смотрите там и наслаждайтесь, удивляйтесь и огорчайтесь, изучайте и перенимайте там лучший опыт. Делайте, что хотите. Главное, чтобы нигде и никогда вы не потеряли птичий уникальный инстинкт возвращения на Родину, не обманного вектора пути к родному гнездовью. А ведь огорчает, однако то, что ветер перемен всё ещё сносит некоторых. А вместе с этим и ломает их людские судьбы. Мне искренне жаль таких людей. «Не нашедший счастья дома, не обретёт его на чужбине». «А человек без Родины, что соловей без леса» — говорится в казахских пословицах.
Кокшетау по меркам человеческой жизни прошёл большой путь. Для городов же его возраст младенческий. В народе говорят: «Сорок лет – старость юности. Пятьдесят – юность старости. Восемьдесят пять – возраст зрелости». К какому возрасту человеческой жизни отнести Кокшетау – сказать затрудняюсь. Ведь он по-своему юн, и в тоже время, по годам, зрелый и мудрый. Каким он стал к своему двухсотлетию? Я пытаюсь это подробно рассказать в новой своей книге. Несомненно, одно: благодаря труду, заботе, любви и преданности горожан, в будущем Кокшетау станет ещё более красивым, светлее, современнее, хлебосольнее, домашним и уютным. Ибо он наш родной город, наш дом и родник, из которого мы неустанно черпаем силы и вдохновение. Пройдёт какое-то время, и он, несомненно, станет более щедрым, обильнее, и гостеприимнее. И сделают его таким люди, кто навсегда связал с ним свою судьбу на всю жизнь! Алга, Кокшетау! Вперёд!
Виктор Терещук.
Статья предоставлена редакцией газеты https://akmolinform.kz/