У подножья сопки Букпа, на небольшом взгорке стоит одинокая могила. Проезжающий по трассе автолюбитель вряд ли её увидит. От любопытного взгляда она закрыта березовой рощей и буйно цветущими высокими травами.
Небольшая ограда выкрашена в зеленый цвет,в центре большой белый крест, с прикрепленной табличкой с именами восьми казаков и названия станиц, откуда они родом.
Внизу лаконичная подпись: «Расстрелянные в августе 1914 года. Вечная память»
Надгробье появилась относительно недавно. Многие горожане, посещая эти места в летний период, ходили по грибы, отдыхали, собирали полевые цветы, любуясь красотой Букпы, не подозревали, что здесь произошли события, которые стали темой для писателей и историков.
Этой истории более 100 лет, она связана событиями трагическими, происшедшими в среде казачества кокчетавского уезда, а невольным участником их стал конь тулпар. Впервые об этом я узнал, будучи еще студентом, прочитав роман Ивана Шухова «Горькая линия».
Горькая линия – одно из линейных укреплений между Яиком и Иртышом, защищающая южные рубежи Российской империи с середины 18 до начало 20 века от набегов азиатских кочевников. Охрана таких укреплений традиционно была возложена на казаков. И далеко не всегда их жизнь на границе протекала неспешно и мирно. Роман Ивана Шухова повествует о событиях, происходящих в Яицкой степи в канун Первой мировой войны.
Название Горькая линия, связано с ее географическим расположением среди горько–соленых озер, вытянувшихся с запада на восток. Работая в экспедициях по обследованию почвенного покрова бывшей Кокчетавской области, мне пришлось часто бывать в местах, описанных в романе.
Не вдаваясь в литературно-критический обзор романа, о котором написано десятки, если не сотни статей, стоя у надгробья, вспомнился эпизод, послуживший завязкой всех последующих событий.
В Атбасаре, крупным по тем временам торговом центре, в разгаре ярмарка. Сюда приехал старик казак Егор Бушуев, чтобы купить скакуна для своего сына Федора, который призван служить в армию, и готовится к строевому смотру. Ярмарка подходила к концу, а настоящего строевого коня не нашлось.
Но вдруг сосед по станице воскликнул: «Ох, мать твою так! Вот это я понимаю — конь. Вот это — картина» перед ними стоял конь красавец, настоящий строевой, сильный. Хозяином коня оказался местный атакминер Кенжигарев. После долгих торгов Егор Бушуев, выложив немалую сумму денег, купил коня и торжественно передал его сыну.
Однако радость была недолгой. У Федора на коня появился серьезный претендент в лице полкового офицера есаула Аркадия Скуратова, который стал требовать от Федора уступить коня, но Федр был непреклонен, с тем и расстались. Понимая, что этим отказом простого казака, оскорблено честь и достоинство офицера, Скуратов затаил злобу на Федора, приведшую к рукоприкладству в один из дней в полку в присутствии казаков.
«Это што же такое, братцы!— крикнул полурыдающим голосом Андрей Прахов.— Мы идем кровь за родину проливать, а они нашего брата ни за што ни про што по морде лупить будут!
— Как ни за што ни про што?! Ведь это он, сволочь, за коня Федьку ударил!— сказал Пашка Сучок»
Развязка наступила быстро. Отстреливаясь, Скуратов скрывается в доме офицеров, который казаки поджигают. Выкуренный дымом, он выбегает в степь, где его настигают казаки, зарубив шашками.
Что такое групповое убийство офицера, это бунт с серьезными последствиями. Вскоре мятежный полк был обезоружен, выведен в степь. Под полящим солнцем начался допрос.
—Я требую немедленной выдачи виновников бунта! Произнес генерал от кавалерии Усачев глуховатым старческим басом. Казаки молчали. Было тихо.
Окруженные пехотинцами с пулеметами, они поняли свою участь.
Пройдет немало времени после выхода романа И.Шухова, и литературные герои обретут своих прототипов. Ими станут казаки, чьи имена сегодня можно прочитать на этом скромном надгробье.
Об этом напишет писатель и публицист Виктор Терещук в своей книге «Рассказы о Кокчетаве». На основании архивных материалов восстановлены эпизоды мятежа и убийство есаула, которым оказалась реальная личность – офицер Бородихин.
В тюрьме Кокчетава начались допросы. После выяснения обстоятельств, пишет автор, в Омск отправили и депешу. В ней говорилось «В бунте, поджоге офицерского барака и убийстве офицера Бородихина, по показаниям свидетелей – очевидцев, участвовало несколько сот человек – казаков 4 и 7 полков, но из них, на основании дознания и очных ставок, карательным отрядом под командованием генерала Усачева, предано военно–полевому суду 39 человек, а командиры полков и все остальные офицеры за бездействие власти будут преданы суду Омского военного суда».
13 августа 1914 года в двух верстах юго–западнее города восемь человек были расстреляны. Многие осуждены к каторжным работам на длительные сроки.
Сегодня, спустя столетия можно, задаться вопросом. Так что это было? Стихийный бунт, мятеж, поводом которому стал конь?
Хороший конь всегда был гордостью степного джигита и казака. Наверное, поэтому о нем сложены песни, написаны стихи и поэмы. На въезде в город Кокшетау стоит памятник знаменитому коню Кулагеру. Но были иные времена, когда известный казачий поэт Николай Туроверов, отступая с белой гвардией в 1918г и навсегда покидая родину, напишет: «Уходили мы из Крыма среди дыма и огня, я с кормы все время мимо в своего стрелял коня».
Хранившая долго лет молчание, сопка Букпа открыла нам историю и пополнилась новым мемориалом — простой христианской могилой. Благодаря поисковым работам, было определено место расстрела и захоронения
Символично, что в нескольких километрах от казачьей могилы, на холме, где сегодня разбит парк, стоит другой мемориал — памятник расстрелянным в 1918 году белогвардейцами революционерам г.Кокшетау. Время воедино сплело эти два события, разные по мотивации и целям, однако это наша общая история, которую надо хранить.
Добавлено из OK.RU:
«Виктор Селиверстов:
Обустройством братской могилы казаков занимаются казаки АКМОЛИНСКОГО ОТДЕЛА СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА. Два раза в год, на 9 МАЯ и в начале августа мы приезжаем на могилу, чтобы почтить память о расстрелянных казаках, также вместе с войсковым священником проводим молебен. Место расстрела мы восстановили по рассказам стариков, также провели огромную работу в архивах РК и РФ по поиску фамилий казаков.»
Иван Дьяченко:
Расположение братской могилы казаков (желтая метка)
Продолжение Братская могила казаков. Часть 2.