Белые пятна истории: летопись продолжается… Автор: Гульбаршин Салык

«Ты возник средь степей, причудливых гор
И вдыхаешь их воздух целебный…
Величавые сосны, березовый хор
Да поля, что по осени хлебны.
В серебристых озерах небес – простота,
В речках звезды сверкают игриво
Все бы было не так
без тебя, Кокшетау,
А с тобою все это – красиво».
Сырым Рахимов
______________________________________

Панорама центра города с бизнес-центра Гринвич. Общий план

Панорама центра города с бизнес-центра Гринвич. Общий план


Надо отметить, что свое исконное название город обрел только 7 октября 1993 года, когда Президиум Верховного Совета Республики Казахстан принял соответствующее постановление и была восстановлена верная транскрипция названий. Так, Кокчетавская область стала Кокшетауская, город Кокчетав – Кокшетау. Нигде документально нет переименования города Кокшетау, в город Кокчетав.

Строчки архивных документов гласят, что до декабря 1935 года при оформлении реквизитов «место составления» значится город Кокчетав, а с декабря 1935 по июль 1944 года – город Кокшетау, позже опять Кокчетав, хотя о переименовании города архивных документов не обнаружено. (ГАСКО. Ф. 714. ОП. 2, д. 3, л. 72). В документах об истории милиции за 1940–44 г. сохранились различные циркуляры, указания, где также пишется везде «город Кокшетау», а не Кокчетав, в отчете Центрального статистического управления Госплана СССР в графе «адрес предприятия» указывается опять-таки, «город Кокшетау». То же самое на бланках за 1942 годы Кокшетауского райисполкома значится «Районный центр город Кокшетау». Это парадокс! «Мой город во вселенной знаменит тем, что другим его не заменить…» – написал Олжас Сулейменов.

Эти слова мы, кокшетаусцы, также можем сказать о нашем прекрасном и любимом городе. Именно в Кокшетау, крае самобытных традиций, ярко расцвело песенное творчество степных бардов: Акана-серэ, Биржана-сала, Укили Ибрая, Балуана Шолака, и других. Кокшетауцы чтят своего великого земляка, выдающегося ученого-просветителя Шокана Уалиханова. В эпической поэме «Кокшетау» Сакена Сейфуллина есть строчки:

«Преданья о ней, о её чудесах
Нигде не записаны, но на устах
У старцев-сказителей живы они,
Чтоб знал их и пел каждый казах».

8 апреля 1999 года после изменения административного устройства Акмолинской и Северо-Казахстанской областей Кокшетау стал городом областного значения Акмолинской области, а затем областной центр был перенесен из Астаны в Кокшетау. Да! «…Там Кокшетау расположен. В предгорьях юга и востока, На бреге Копа – озера…». Наш город — самый уютный, зеленый и компактный среди городов Казахстана, благоустроенный, живописно расположенный среди холмов, но самое главное — на широком круглом озере Копа, от чего воздух тут гораздо свежее и мягче, чем в любом из степных городов. В городе много исторических памятников, зданий и мест, проведем небольшой экскурс.

Хорошо сохранился жилой дом купца А.В. Соколова. Историческая справка гласит: что дом находится ныне на улице им. М. Ауезова, где проживал купец Андрей Васильевич Соколов, родом был из деревни Соколовой Кислянской волости, Челябинского уезда, из крестьянской семьи. Переехал в Кокшетау в 1888 году из г. Кургана. Торговал суконными, шелковыми товарами, мануфактурой, чаем, сахаром, церковной утварью. Дом предположительно был построен в конце XIX века. Стоит в центре городского поселения, ранее крыльцо дома выходило на Базарную площадь. Был объединен общим забором и двором, в котором располагались подсобные помещения, с двухэтажным кирпичным зданием магазина купца Соколова. И дом, и магазин были национализированы в 1918 году. В 1919 году в бывшем жилом доме размещался уездный революционный комитет, затем различные государственные учреждения, в связи с чем, дом подвергался реконструкции. В настоящее время здание принадлежит Департаменту КНБ РК по Акмолинской области. Является памятником архитектуры, охраняется государством.

Если об архитектурных особенностей, то это прямоугольный в плане сруб – «крестовик» из бревен, сложенных с остатком, цоколь обложен кирпичом, крыша вальмовая. Стены обшиты горизонтальным тесом и окрашены. Фундамент ленточный, кирпичный. Главный фасад в пять окон с крыльцом входа в сени, расположенные с бокового фасада. Крыльцо с полуциркульным навесом на поперечных стенках с колонками. Окна обрамлены наличниками — с треугольными сандриками, и украшены накладной пропильной резьбой. Выпуски бревен по фасадам обшиты под профилированные пилястры.

Если подробнее о магазине купца Соколова, то архивные сведения констатируют, что история здания, расположенного по ул. им. М.Ауезова, связана с тем, что в 1882 году из станичной части поселения в городскую, на место нынешней площади имени Абылайхана, был перенесен станичный рынок. Площадь, получившая официальное название Ярмарочная, а в народе именуемая по-простому – Базарная, застраивается одноэтажными кирпичными и деревянными магазинами местных торговцев. Соколов же в 1891 году решается построить первое и единственное в городе того времени кирпичное 2-х этажное здание. Для внутренней отделки использовались лучшие в то время материалы. Так, пол на первом этаже был выложен керамической плиткой, изготовленной на Харьковском заводе барона Эдуарда Бергенгейма. В конце 19 – начале 20 века она считалась лучшей в Российской империи и использовалась при строительстве многих зданий, ставших сегодня историческими памятниками. Здание двухэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане. Под центральной частью расположен подвал с отдельным входом со стороны двора. Главную роль в декоре фасадов играют наличники окон с фигурными фронтонами на устоях в виде полу колонок. Ось дверных проёмов акцентирована рустованными пилястрами по обе стороны входа, на главном фасаде над ними на кровле возвышается аттик. Ворота, ведущие с улицы во двор, выполнены в виде кирпичной трёх пролётной арки с широким проездом в центре и меньшими проходами по сторонам.

Интерес вызывает и здание мечети имени Жакия кажы.

Несколько ракурсов мечети Жакия Қажы в вечерней подсветке.

Несколько ракурсов мечети Жакия Қажы в вечерней подсветке.


Фото: Е.Емельянов. Сайт: kokshetau.online

Мечеть имени Жакия кажи – памятник истории и архитектуры, одно из немногих сохранившихся деревянных зданий общественного назначения конца XIXвека, расположена по ул. им. Е. Ауельбекова. В фондах музея истории г. Кокшетау хранится копия «Плана Кокчетавского городского поселения со станицей Кокчетавской 1893 г.». на котором она обозначена, как «вновь построенная мечеть». В 1930-х годах горисполком передал мечеть под нужды города, минарет был снесен, и в последующие годы здание неоднократно меняло свое функциональное назначение. В 1998 году минарет восстановили, и здание было вновь передано верующим. Является памятником архитектуры, охраняется государством.

Мечеть представляет собой характерный тип татарских мечетей с минаретом, объединенным с основным зданием. Стены сложены из бревен с остатком (срублены «в обло», так в документе), обшиты тесом. Выпуски бревен обшиты под филенчатые пилястры. Наличники окон украшены растительными узорами накладной пропильной резьбой. Несколько рядов карнизов – «подзоров» под крышей так же оформлены резьбой. Крыша вальмовая. Окна, первоначально лучковые, с частыми переплетами, в 2014 году были заменены на современные стеклопакеты в рамах из металлопластика. Так же был изменен внешний вид минарета, снесенный ураганным ветром в том же году и построенный заново

Здание Музея истории города Кокшетау— памятник архитектуры и истории республиканского значения, расположен на ул. им.Канай би. В доме с 1889 по 1905 годы проживала семья будущего советского государственного деятеля Валериана Владимировича Куйбышева (1888г. г. Омск – 1935г. г. Москва). В годы Великой Отечественной войны в этом здании располагался тыловой госпиталь для раненых красноармейцев. После войны, в 1949 году, здесь был открыт Мемориальный музей В.В.Куйбышева, с 2000 года по настоящее время – Музей истории города Кокшетау. Здание является частью типичной городской усадьбы конца XIX – начала XX века. По сведениям, предоставленным Центром по охране и использованию историко-культурного наследия Акмолинского областного управления культуры, построено в 1880 году.

Надворные постройки усадьбы – баня, денник, летняя кухня и конюшня не сохранились, были восстановлены по рассказам Елены Владимировны Куйбышевой, сестры Валерьяна Владимировича, которая с 1949 по 1982 год руководила созданным ей музеем. Является памятником архитектуры, охраняется государством. Это одноэтажный деревянный жилой дом срублен «в обло», главный вход со стороны ул. им. Канай би — оформлен крыльцом с навесом, при поздней реконструкции превращен в тамбур. Фасады обшиты тесом и окрашены краской. Крыша вальмовая, крытая оцинкованным железом. Центральная часть фасадной стены со стороны другой улицы завершена крупным щипцом сложного очертания, в центре которого устроено слуховое окно. Карнизы украшены накладной пропильной резьбой. Такой же резьбой отделаны высокие прямоугольные сандрики окон, закрывающиеся ставнями.

В нашем городе существовал и казенный винный склад №7. Нынешнее здание Акмолинского областного историко-краеведческого музея, расположенное по улице им. Калинина, №35, являлось составной частью комплекса казенного винного склада № 7. История такова:
На рубеже 19 – 20 веков, по инициативе министра финансов графа Витте, для увеличения доходной части бюджета в стране была введена государственная монополия на водку. Для ее осуществления необходимо было построить казенные винные склады, куда владельцы частных винокуренных заводов должны были сдавать свою продукцию. Здесь спирт очищали, затем из него делали водку не ниже 40 градусов. Продавался готовый продукт тут же на складе или в казенных винных и доверенных частных лавках. В рамках этой акции по единому проекту по всей стране было построено около 150 таких складов. В 1904 году началось строительство в уездном Кокчетаве комплекса зданий казенного винного склада № 7. Происходило оно в несколько этапов, велось, возможно, подрядчиком Геннадием Францевичем Шмурло, выстроившим к тому времени винно-водочный завод в Иркутске (1900-1904), еще раньше – казенный винный склад в Тобольске и другие, а также Айдабулский винокуренный завод, с которого спирт позднее и доставлялся на кокчетавский винный склад.

Уже в 1908 – 1909 годах склад – завод выдавал продукцию. Комплекс занимал целый квартал и располагался на окраине города, замыкая собой Базарную площадь (ныне пл. им.Аблай хана). В него входили: жилой дом для инженерно-технического персонала (ныне Историко-краеведческий музей), здание основного производства (Казахский лицей), магазин – проходная и склады. Свою прямую функцию казенный винный склад выполнял до 1915 года, когда, в связи с первой мировой войной в стране был объявлен «сухой закон». В 1918 году в жилом доме склада размещался Уездный совет народных депутатов, сегодня напоминанием об этом служит мемориальная доска на фасаде. В годы гражданской войны в глубоких подвалах дома были устроены специальные камеры для дезинфекции белья и санобработки прибывавших в город красноармейцев. В тех же подвалах во время кулацкого восстания в 1921 году держали согнанных со всего уезда заложников — врагов революции, а в 30-х годах в корпусах снова разместился спиртоводочный завод.

В годы Великой Отечественной войны в бывшем винном складе располагалось заводоуправление и один из цехов секретного завода № 621, созданного на базе Кокчетавского механического завода и Подольского завода по производству швейных машин, который был эвакуирован в наш город в 1941 году. В 1960 году в особняке разместилась детская больница, через несколько лет – исполком городского совета народных депутатов, затем — партийный архив, городское управление статистики. С 1974 года здание занимает Акмолинский областной историко – краеведческий музей. Является памятником архитектуры, охраняется государством.

Здание, построенное из красного кирпича — двухэтажное, с подвалом, является классическим образцом промышленной архитектуры начала ХХ века, так называемой архитектуры периода эклектики. Декор фасадов решён средствами кирпичной кладки. Структурная композиция главного фасада образована по вертикали чередованием пилястр высоких оконных проёмов, по горизонтали – цокольным и междуэтажным карнизами и рустикальными членениями пилястр на уровне первого этажа. Венчает здание карниз с сухариками над широким фризом, заполненным рамочными филёнками, чередующимися с поребриками.

Здание бывшего торгового дома купца У.И.Короткова
Фото: Е.Емельянов. Сайт: kokshetau.online

Историческая справка о здании торгового дома купца У.И.Короткова свидетельствует, что здание расположено по ул. им. М.Ауэзова, было построено купцом Устином Игнатьевичем Коротковым в 1903 году как торговый дом. Здание одноэтажное, кирпичное. Под одной крышей располагались изолированные торговые помещения. Купец торговал в своем магазине мануфактурой и сдавал торговые площади в аренду. Например, в первом десятилетии ХХ века на фасаде здания висели вывески: «Товарищество «І.И.КОРОТКОВ и К.», «Торговый Домъ «М.Х.ШАМСУТДИНОВЪ и К», «Швейный магазинъ КОМПАНІИ «ЗИНГЕРЪ». В 1934 году в здании бывшего торгового дома купца Короткова был открыт первый в городе кинотеатр, рассчитанный на 280 мест. Через тридцать лет с момента основания, в 1964 году, кинотеатр, к тому моменту уже 16 лет носивший имя А.Жданова, поменял свой профиль и стал называться детским специализированным кинотеатром имени А.Жданова. Начиная с этого момента, деятельность кинотеатра была полностью направлена на обслуживание детей и подростков города.

Через 25 лет по решению горисполкома от 27 января 1989 года детский кинотеатр имени Жданова получил новое название — «Юность». Под этим названием он действовал ровно 20 лет. В марте 2009 года, после 75-ти лет существования, кинотеатр прекратил свою деятельность. Здание было передано на баланс областного центра народного творчества, и в нем был открыт Дом дружбы, в стенах которого работали коллективы национально-культурных центров. В настоящее время в здании размещается Акмолинский областной музей литературы и искусства. Архитектурные особенности. Объёмное решение здания исходило из характерной планировочной структуры торгового ряда – сблокированных между собой отсеков магазинов под одной кровлей. Над одноэтажным, кирпичным, прямоугольным в плане строением – двухскатная кровля с щипцовыми стенами на торцах. Фасады оштукатурены и окрашены. За годы существования здание претерпело ряд изменений: менялась внутренняя планировка, заложена часть дверных проемов, со стороны северного фасада были сделаны пристройки, изменена кровля, заложены слуховые окна и объединены парапетной стеной, возвышающейся над карнизом.

«… Как над гладью Копы
вечерами
Золотятся заката бразды.
Чей – то взгляд
за оконною рамой
Ищет свет неизвестной звезды».
Сырым Рахимов

Официальные сведения гласят: что озеро Копа расположена близ подножия Кокшетауской возвышенности, у северо-западной части города Кокшетау. Средняя площадь озера 14 км² и глубину 2,0—3,0 м. Общая площадь водосбора составляет 3860 км², большая часть которого приходится на долю притоков озера: с юго-запада река Шагалалы, с юго-востока река Кылшакты, и лишь весьма незначительная часть (80 км²) — на долю собственно озера. Озеро проточное, непересыхающее. Водная поверхность озера в основном открыта, только вокруг западного и северного берега тянутся заросли тростника и камыша.

На юго-восточном берегу озера Копа у подножия невысокой сопки Букпа расположен город Кокшетау, основанный в 1824 году.
Сегодня озеро является украшением областного центра. Люди старшего поколения помнят, какой чистой и глубокой была Копа. Ее питали родники, в ней всегда водилось много рыбы и раков.

Существует в народе легенда об озере Копа. Название Копа означает «заросшее камышом», так в народе называли озера, которые летом пересыхали и зарастали камышом. В давние времена на берегу озера, где располагались пастбища казахов, а казаки обустраивали станицу, люди страдали от того, что летом, особенно в засушливые годы, озеро пересыхало, воды для ведения хозяйства не хватало. Обмеление озера заставило жителей изменить русло реки Чаглинки устройством плотины. Таким образом, река стала впадать в озеро, питая ее пресной водой.

Есть также версия, что на месте озера Копа было болото. По распоряжению военных властей в него был прорыт канал, и вода из Чаглинки направлена в озеро. Так, болото превратилось в большое, глубокое озеро.

Есть и другая легенда об этом озере. Вот, что она повествует: «На месте нынешнего озера, в степи, у подножия сопки находился аул одного бая, а по другую сторону — аул другого бая. По вершине этой сопки протекал многоводный ручей, воду из которого брали жители обоих аулов. Однажды баи соседствующих аулов перессорились друг с другом. И решил бай противоположного аула завалить этот ручей, чтобы вода перестала поступать к соседям. Не стало воды для аулчан, живших в степи, и жажда заставила их начать копать колодец посреди аула. Долго копали они, пока не наткнулись на огромный камень. Приложив последние усилия они его выворотили, сдвинули с места, и из под него забил источник чистой и прозрачной воды, которая быстро заполнила всю местность. Так образовалось озеро, которое позже назвали Копа».

Река Кылшакты в Акмолинской области образуется к юго-востоку от города Щучинска; впадает в озеро Копа у города Кокшетау. Общая протяженность – 104 км. Общая площадь водосборного бассейна – 1010 км. До 1920 года река вытекала из озера Шортанколь (Щучье) и была настолько многоводна, что по ней можно было сплавляться, Но затем уровень озера понизился, и сток воды в реку прекратился. В дальнейшем (до 1930 года) для обеспечения шести водяных мельниц сток из озера поддерживался путем искусственного углубления русла в истоке реки. Река также имеет свою легенду. Кокшетауский писатель Жанайдар Мусин в своей книге «Красавица Кокше» рассказал легенду о речке Кылшакты. Которая гласит о том, что Абылай хан перед очередным походом, в знак благодарности, подарил одному из своих батыров саблю. Во время стоянки у реки, где сарбазы поили своих коней, батыр решил похвастаться дорогим подарком. Он вытащил саблю из ножен и нечаянно выронил в реку. С криком: «қылыш ақты, қылыш ақты» (сабля уплыла) он пытался ее поймать, но бурное течение унесло саблю. С того момента люди стали называть реку Кылышакты. Со временем из этого словосочетания выпала вторая буква «ы» и получилось название Кылшакты. Так река получила свое нынешнее название.

Букпа – сопка, у основания которой был заложен наш прекрасный и не повторимый город Кокшетау. Она входит в состав типичного мелкосопочника, который окружает город с южной и юго-западной стороны. Характерные абсолютные высоты в пределах южной мелкосопочной части — 357-405 м. (в том числе сопка Букпа). В 1967 году на сопке Букпа была установлена РТС (радио-телевизионная станция). В 2012 году на этом же склоне, ниже телевышки, установили надпись с названием города «Кокшетау». Буквы изготовлены из покрытого полимером металла и в темное время суток подсвечиваются прожекторами. Надпись стала, можно сказать, визитной карточкой города.
Сопка Букпа является одной из основных достопримечательностей города Кокшетау. Она привлекает местных жителей и туристов своей необычайной красотой и отличными видами города, которые можно созерцать только с этого места. Перевод названия сопки «Букпа» на русский язык означает «прятаться».

Кокшетауцы из поколения в поколение передают легенду о чудесном появлении этой сопки. «Аллах, создавая мир, роздал всем народам красоты земли, а казахам дал голые степи. «Несправедлив дар аллаха»- решили казахи и стали просить всемогущего дать им немного красы земной, но он оказался скупым, не захотел расстаться с тем, что осталось у него в коржуне. И тогда на помощь людям пришел безбородый обманщик Алдар-косе — герой казахских сказок, всеобщий любимец, балагур и насмешник. Он сумел войти в доверие к аллаху и предложил ему поиграть в перетяжки на небесах. Играли они, играли, пока им не надоело, и сказал тогда Алдар-косе: «А давай-ка, спустимся с тобой на землю и поиграем в прятки». Согласился аллах, но когда сошли они на землю, он воскликнул: «А где же мы будем прятаться, здесь же ровные степи?». И тогда хитрый косе говорит: «А ты, аллах, засунь руку в свой коржун, достань немного песка, камней и насыпь небольшую горку, вокруг которой мы будем прятаться». Аллах так и сделал – достал немного камней, песка и насыпал горку, которую люди и назвали потом «Букпа»…

«Всегда задумчивый и гордый,
Как в ожидание гонца,
Сидит он полон гнева, скорби,
И грустным думам нет конца».

Такие строчки посвятил наш кокшетауский поэт Сырым Рахимов памятнику Абылай хана, который был открыт 5 ноября 1999 года. Находится на центральной площади города, названной также именем Абылай хана. Величественно восседающий на троне хан, всю свою жизнь посвятивший созданию казахской государственности, изображен в зрелом возрасте, когда он уже перешел к покою и мудрости, опираясь на власть и закон. Скульптура выполнена в бронзе. Высота памятника 5 метров. Монумент украшает 14-ти метровая стела «древо жизни» – три корня, три стебля – символ древнего Казахстана, олицетворяющий единство народа. Вверху – гордо парящий в небе золотой сокол, всевидящий сункар. Металлический каркас стелы облицован бронзовым листом. Памятник, работы скульпторов Ю.Д. Баймукашева и Д.Ю. Баймукашева, архитектора Т.М. Джумагалиева, установлен на постаменте, изготовленном из гранита и мрамора. На лицевой стороне постамента текст: «Абылай 1711-1781 ханға мәңгі риза халықтан».
Памятник хану Абылаю в Кокшетау открывал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев. Он заложил у подножия памятника капсулу с землей, доставленной из Туркестана, где находится мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи – место захоронения хана Абылая.

Памятник Абылай хану.
Фото: Е.Емельянов. Сайт: kokshetau.online

Акыну-импровизатору, композитору, виртуозному исполнителю Акану сере Корамсаулы (1843-1913) – памятник был открыт 1-го августа 1991 года. Вместе с памятником Биржан салу является частью ансамблевой скульптурной композиции из симметричных фигур, установленных по обеим сторонам площади перед Дворцом культуры «Кокшетау». Автор памятника – скульптор Тулеген Досмагамбетов и архитектор Арыстан Кайнарбаев.

Фигура высотой 3,25 м. отлита из бронзы, постамент высотой 2,25м облицован полированным гранитом, трехступенчатый стилобат — неполированным гранитом. Акан сере изображен сидящим, в чапане, тюбетейке и сапогах, с домброй.

Акан-сере родом из аула Коскуль у горы Сырымбет. Сейчас это аул Акан Аиртауского района Северо-Казахстанской области. Начальное образование он получил у аульного муллы, затем закончил медресе в Кызыл-Жаре (ныне Петропавловск) и духовную семинарию. В возрасте 16 лет он возвращается в свой аул и полностью посвящает себя искусству акына. За особый голос, поэтический талант и исполнительское мастерство народ к его имени добавляет почтительное «сере», на русский язык это можно перевести как «поэт-песенник». В жизни акына было много печали, связанной с любовью. Тема любви занимала в его творчестве большое место. Акан – сере был страстным охотником. У него был свой конь, знаменитый скакун Кулагер, беркут Караторгай, сокол Кокжендет и гончая борзая по кличке Базаралы.

Слава о любимом коне Акана ходила по всей казахской степи, вызывая у кого-то восхищение, а у кого-то глухую зависть и злобу. Завистники убили Кулагера, а безутешный Акан так и не смог оправиться от потери своего великого и лучшего друга. Образы любимых животных он также воспевал в своих произведениях. Скончался Акан-сере в 1913 году после тяжелой болезни. В год 150-летия Акана на берегу Косколя был построен мемориальный комплекс- памятник поэту.

Памятник Биржану Кожагулову (1834-1887) – одному из выдающихся певцов – импровизаторов, поэту, композитору, родоначальнику казахской лирической песни был открыт также 1-го августа 1991 года. Вместе с памятником Акану сере является частью ансамблевой скульптурной композиции из симметричных фигур. Авторы памятника также – скульптор Тулеген Досмагамбетов и архитектор Арыстан Кайнарбаев. Фигура высотой 3,25 м. отлита из бронзы, постамент высотой 2,25 м облицован полированным гранитом, трехступенчатый стилобат — неполированным гранитом. Биржан сал – уроженец бывшего Энбекшильдерского района Акмолинской области. Он приобрёл широкую известность в раннем возрасте, как певец, обладающий выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанирующим себе на домбре, но вскоре перешёл от исполнительства к созданию оригинальных музыкально-поэтических произведений.

Разъезжая по аулам, он участвовал в различных народных празднествах, в айтысах. Объединив талантливую молодёжь, создал своеобразный кочующий театр. Народ добавил к его имени эпитет «сал», смысл которого приближается к западноевропейским понятиям: бард, балагур. Последние годы жизни Биржан-сала были омрачены межродовыми распрями, в которые, он был втянут вне своей воли. Преследования и вызванная ими болезнь ускорила кончину.

Акын изображен в памятнике в драматический момент своей жизни. Он привязан по рукам к стволу дерева, на коленях сломанная домбра, в левой руке он держит гриф. Верно найденные скульптором разворот фигуры, поза, моделировка лица с передачей портретных черт отражают несломленность духа и порыв к свободе.

Памятник Шокану Уалиханову (1835-1865 гг.) — первому казахскому ученому, этнографу, востоковеду, просветителю 19 века был открыт в 1971 году. Авторами скульптуры являются Т.Досмагамбетов и К.Абдалиев. Памятник изготовлен из бронзы. Высота фигуры 5 метров, общая высота монумента 9,18 метров. Задумчивое и сосредоточенное лицо Шокана говорит о глубоких и серьезных мыслях, которые владели его умом. В руках он держит свиток рукописей – записи его научных изысканий, явившихся неоценимым вкладом в науку Казахстана.

Памятник Шокану Уалиханову.
Фото: Е.Емельянов. Сайт: kokshetau.online

Отлита фигура на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура». В отделке постамента и прилегающей площади использованы мрамор, редкие граниты, мозаичная плитка, сплетенная в узор. Стиллобат выполнен из черного полированного гранита и составляет площадь в 25 кв. м.

Родился Шокан Уалиханов в крепости Кушмурун (Кустанайской обл). Детство его прошло в родовом имении отца в ауле Сырымбет (бывшая территория Кокшетауской обл, ныне Аиртауский район Сев.-Каз.обл.), где он воспитывался у своей бабушки Айганым, которая по тем временам считалась образованной, знала несколько восточных языков. Валиханов был чингизидом — правнуком знаменитого Абылай хана. Дед Чокана — Уали-хан — один из 30 сыновей Абылай хана.

В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокан Валиханов был отправлен на учёбу в Омский кадетский корпус. Ему было 14—15 лет, когда начальство кадетского корпуса уже пророчило его в крупного исследователя и даже учёного. Ему не дано было познать старость, он умер молодым, но его деяний хватило бы и на несколько жизней.

Монумент «Ананың ақ тiлегi», что в переводе с казахского означает «Благословение матери» сооружен в 2001 году, к 10-летию Независимости Республики Казахстан. Находится на привокзальной площади города Кокшетау, представляет собой бронзовую статую женщины с поднятыми к небу руками, установленной на восьмигранной колонне. Коллектив авторов — монументалистов: А.Шаяхметов, Т.Жумагалиев и Ж.Молдабаев, воплотили в своем произведении символический образ матери, провожающей и встречающей из дальнего пути своих детей.
Фигура женщины высотой 4,5 м выполнена из бронзы. В оформлении 9,5-метрового постамента использован современный материал алюкобонд, двухступенчатое основание – полированныфй гранит. Общая высота памятника 14,5м.

Памятник Малику Габдуллину (1915-1973гг.) открыт 7 мая 2015 года в центральном городском парке города Кокшетау. Малик Габдуллин родился в селе Койсалган (ныне Зерендинский район Акмолинской области). В 2015 году отмечалось 100-летие со дня рождения Малика Габдуллина — Героя Советского Союза (1943), заслуженного деятеля наук Каз. ССР, доктора филологических наук, профессора.
Автор памятника – известный казахстанский скульптор и художник Тохтар Ермеков. Изготовило скульптуру местное предприятие – ТОО «Казарт».
Высота архитектурного сооружения -3,5 метра, памятник органично вписался в ландшафт центрального парка. На церемонии открытия присутствовала внучка Малика Габдуллина — Мадина Батпенова.

Памятник Малику Габдуллину.
Фото: Е.Емельянов. Сайт: kokshetau.online

Памятник Кулагеру — знаменитому тулпару великого акына кокшетауской земли Акана сере открыт 9 августа 2011 года, установлен на въезде в город Кокшетау со стороны Бурабайской трассы. Высота — 8,5 м., ширина — 3 м., материал — металлический каркас и бетон, окрашенный под бронзу, вес — 6 тонн, основание из керамо гранита. Автор памятника — член Союза художников г.Астана Канат Нурбатуров.
Слава о любимом коне Акана ходила по всей казахской степи. В памяти людской хранятся имена и Акана и его Кулагера. Образ Кулагера стал своеобразным символом Великой степи, символом преданности и дружбы, красоты и грации, общенациональной гордостью.
Инициатором создания данного памятника в Кокшетау был тогдашний Аким области С.А.Дьяченко. Благоустройством, парковкой и цветниками занималась городская архитектура.

Памятник «Борцам за установление советской власти в Кокчетавском уезде в 1918 году» расположен на юго-восточной окраине города.

Памятник «Борцам за установление советской власти в Кокчетавском уезде в 1918 году»

Памятник «Борцам за установление советской власти в Кокчетавском уезде в 1918 году»


Фото: Е.Емельянов. Сайт: kokshetau.online

Памятник установлен на том месте, где в 1918 году белогвардейцы расстреляли около 60 большевиков. В их числе был и Семен Григорьевич Потанин – командир первого Кокчетавского красногвардейского отряда. Решением исполкома Кокчетавского городского Совета народных депутатов от 1957 года «Об установлении памятника на могиле павших борцов за революцию и переносе останков», был произведен перенос останков в новую могилу, на 100 метров западнее существовавшей. Здесь же был установлен обелиск. Позднее, 1 ноября 1967 года была произведена реконструкция памятника.

Авторами монумента являются: скульптор В.И.Костин из Донецка и архитектор В.К.Романько из Кокшетау. Скульптурная группа из трех железобетонных фигур в рост: юноши со связанными руками, мужчины и женщины, установлена на высоком постаменте.

Высота скульптурной группы 2 м., постамента – 6 м. Общая высота 11,5 метра. Площадь стилобата выложена бетонными плитами. С южной стороны – барельеф с изображением эпизода боя и барельеф, символизирующий освоение космоса, идею борьбы за мир. Памятник установлен на средства трудящихся города. Фигуры изготовлены на Кокчетавском приборостроительном заводе.

Монумент Независимости сооружен в 2011 году, в честь знаменательного события — 20-летия Независимости Республики Казахстан. Установлен на площади «Тәуелсіздік». Авторами проекта являются Коныр Мухамадиев — председатель правления Союза художников города Астана, Игорь Гайденко — директор Союза художников Астаны.

Высота стелы — 20 метров по идее авторов аллегорически олицетворяет весь 20-летний путь Независимого Казахстана — от создания базовых, фундаментальных основ государственности, к покорению устремленной в будущее процветающей страны. Монолит изготовлен из бетона. Наружная отделка выполнена из полированого гранита, все декоративные элементы покрыты сусальным золотом.

На лицевой стороне основания, украшенного казахским орнаментом, расположены слова бывшего Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева: «Независимость — самая священная ценность для всех казахстанцев». Центром композиции является Государственный Герб Республики Казахстан в золотом обрамлении, выполненном по мотивам казахского прикладного искусства.

Верхняя часть гранитной стелы заканчивается золотым конусообразным навершием, украшенным декоративными элементами и рельефами в казахском национальном стиле. В устремленной в перспективу объемной форме навершия заложен мотив юрты, которая аллегорически дает начало жизни прекрасному Соцветию, равнозначно развивающемуся на все четыре стороны света, олицетворяя добрососедство и открытость Казахстана для всех окружающих его стран. А любое соцветие вскоре обязательно станет прекрасным цветком. Здсь он символизирует процветание и благополучие Независимого Казахстана. Венчает стелу стилизованная птица орел-беркут. Ее контуры от головы и шеи плавно «перетекают» в крылья, обрамляющие лучистое солнце — символ мира и стабильности. Дизайнерское решение формы крыльев птицы придает им еще одно значение — почитаемого во все времена горящего пламени. В данном случае оно символизирует огонь дающих жизнь очагов предков, и огонь, как символ, озаряющий дальнейший путь исторического развития Независимой Республики Казахстан.

Архитектурная композиция «Мой Казахстан»
Официальное открытие архитектурной композиции «Мой Казахстан» с флагштоком для Государственного флага состоялось 1 декабря 2013 года, в День Первого Президента. Установлена в начале улицы им. Абая. Проект разработан столичным архитектором Игорем Гайденко.

Это монументальное сооружение, призванное своим величием и торжественностью напоминать о непростом и длительном историческом пути, пройденном нашим народом от разрозненного кочевого образа жизни до современного суверенного государства, занимающего по площади девятое место в территориальном рейтинге мира, имеющего огромные запасы полезных ископаемых, водных ресурсов, более 2000 км. морской границы, динамически развивающуюся экономику, ведущего мудрую внутреннюю и внешнюю политику, направленную на объединение народов Казахстана, стремление к миру во всем мире. Флаг Казахстана стал реальным символом единения народа. И граждане Казахстана с готовностью демонстрируют его в дни радости, воспринимают как знак принадлежности к великой стране. Совместно с другими символами государства Флаг является выразителем гражданского достоинства многонационального народа Казахстана. Монументальная композиция состоит из флагштока, установленного на ступенчатой возвышенности, гранитное основание -пандус и декоративной рельефной композиции «Мой Казахстан».

Основание представляет с учетом ветровых нагрузок восьмиугольную стелу, нижняя ее часть состоит из четырех орнаментальных декоративных элементов. Стела украшена в традициях декоративного искусства Казахстана из кованого листового металла. Сужаясь в верхней части, оно переходит в шестиметровый металлический флагшток, на котором закрепляется полотнище флага (2м 40см.х 4м80см.).

Рельефная композиция «Мой Казахстан» видится в светлой гамме на фоне темного гранита. Общая ширина композиции 34 м, высота 4м80 см. Левая ее сторона посвящена древней истории Казахстана, событиям средних веков, стремлению к объединению древних родов, становлению государственности на степных просторах Сары-Арки, политическому подвигу Абылай хана, культурному наследию Акана-сере и просветительской деятельности Абая, показан уклад жизни древних кочевников. Правая часть композиции отдана современному Казахстану, его достижениям за период независимости, преемственности поколений.

На гранитном пилоне с левой стороны от флагштока установлено рельефное изображение Президентского штандарта. В центре прямоугольника золотистый круг, в котором вписана фигура юного вождя саков с поднятой рукой, на крылатом барсе. На руке всадника — браслет, на шее — гривна и амулет, на голове -остроконечная шапка. Под барсом изображение снежных вершин гор.

На правом пилоне надпись — цитата из речи Президента, посвященная государственному символу страны — Флагу: «Біз -алтын күн бедерленген көк байрағын әлем биіктерінде желбіреткен бейбітшіл елдің азаматымыз» Н.Ә. Назарбаев».

Мемориал Славы воинам-землякам,
погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45 годов
Мемориальный комплекс землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, был открыт 5 ноября 1977 года. Расположен на пересечении улиц им. Акана-серэ и им. Б.Момышулы. Памятник-монумент, представляет собой стилизованную звезду высотой 19 метров, выполненную из нержавеющей стали; две стены – полукругом, облицованные красным кирпичом, на которых расположены портреты 47-ми Героев Советского Союза, уроженцев Акмолинской области; бронзовая фигуру воина – освободителя, склонившегося на колено и держащего в руках знамя; перед солдатом – Вечный огонь в обрамлении металлической пятиконечной звезды. Авторами сооружения являются скульптор А.П.Билык, архитектор Т.Д.Джанибеков.

Мемориал Славы воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45 годов.
Фото: А.Азарнова. Wikipedia.org

Братская могила воинов, умерших от ран
в кокшетауских эвакуированных госпиталях в годы Великой Отечественной войны.
На братской могиле на кладбище в северо – западной части города, где в 1941-1944 гг. хоронили советских воинов, умерших от ран в кокшетауских эвакуированных госпиталях установлена мраморная памятная плита на постаменте. На плите выбито 20 фамилий. Плита была реконструирована в 2010 году, в год 65-летия Победы, по инициативе руководства Акмолинского филиала партии «Нур Отан». Весь участок вокруг братской могилы был благоустроен. Статуя солдата в плащ – палатке с автоматом в руках установлена рядом с Братской могилой в 1961 году. Голова его опущена, и вся фигура выражает скорбь. Постамент с многоступенчатым основанием выполнен из бетона. На лицевой стороне грани постамента плита с текстом: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне (1941-1945)». Высота скульптуры 1,65 м., постамента – 2 м.

Памятник воинам, погибшим в Афганистане
Был открыт в 2003 году. Памятник включает округлой формы валун высотой около 5 м. с ровно сколотой гранью, служащей фоном для гранитных пилонов. В центре, между самыми высокими пилонами, установлена стреляная гильза, на ней изображен черный тюльпан – символ скорби. Пилоны выполнены из серого гранита с фигурными полосами из черного гранита и установлены на вытянутом в длину постаменте, облицованном черным гранитом. На площадке перед памятником – пятиконечная звезда с Вечным огнем. Авторы проекта – члены Совета ветеранов Афганистана — художники – Т.А.Нурсеитов, Б.Б.Боканов. Дизайнер – архитектор Б.М.Марамов. На мемориальной доске текст на государственном и русском языках: «1979-1989 жылдары Ауғанстанда қаза болғаң жауынгерлерге. Воинам, погибшим в Афганистане в1979 – 1989гг.», а также высечены имена 89-ти погибших в Афганистане.

В самом начале проспекта им. Абылайхана, на берегу речки Кылшакты, в конце 1980-х годов была сооружена каменная горка со скульптурами оленей на вершине. Камни для нее были специально привезены из Зеренды. Эта стилизованная, но не уступающая естественному природному виду, горка стала именоваться кокшетауцами Мактай-горой, по имени Мактая Рамазановича Сагдиева, который в 1985-89 годах был первым секретарем Кокчетавского обкома партии. Он и был инициатором создания этой достопримечательности.

В 2010 году территория вокруг Мактай горы была полностью благоустроена. Здесь появились удобная парковка, новые дорожки, красивые скамейки, стильное освещение, цветочные клумбы. Во время общегородского субботника силами почетных граждан города, депутатов областного и городского маслихатов, ветеранских организаций и акима области Сергея Александровича Дьяченко вокруг горки было высажено около 70 деревьев. Отсюда с высоты Мактай горы открывается хороший вид на проспект имени Абылай хана, на центральную транспортную артерию города — улицу М.Горького и новую мечеть Кокшетау. Место стало массово посещаемым и взрослыми горожанами, и гостями города.

Памятник погибшим в авиакатастрофе под Алматы 29 января 2013 г.
Памятник погибшим в авиакатастрофе под Алматы 29 января 2013 года установлен в Кокшетау по улице Уалиханова в августе 2015 года. Самолет авиакомпании «Скат» «Челенджер 200», сообщением «Кокшетау-Алматы», разбился неподалеку от Алматы в 13.13 часов дня. Погибли 5 членов экипажа и 16 пассажиров, всего 21 человек. Среди погибших пассажиров было 8 акмолинцев. На приобретение участка и установку мемориала были использованы средства общественного фонда «Мужская слеза», инициатором которого стала С.Серикова- вдова одного из погибших.

Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС

Фото: Е.Емельянов. Сайт: kokshetau.online

Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС был открыт в июне 2016 года в центре города по ул.Абая. Высота памятника 3,5 метра. Композиция памятника состоит из черного куба, на вершине которого представлен взрывающийся атом с обнажившимся ядром. Из атома во все стороны расходятся лучи, выталкивающие ядро. Основным элементом композиции является голубь, олицетворяющий саму жизнь. Он, как и ликвидаторы аварии на ЧАЭС, мужественно летит к атому и грудью закрывает окружающих от опасности.

Автором проекта памятника является местный молодой художник Азамат Шерьязданов. Организацией изготовления и торжественного открытия памятника занимались члены областного Союза ветеранов Чернобыля.


Гульбаршин Салык, член Союза журналистов Казахстана, председатель Ассоциации краеведов Акмолинской области


Источник: https://akmolinform.kz/belye-pyatna-istorii-letopis-prodolzhaetsya/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *