«Старая фотография – это окно в прошлое, глядя в которое,
мы видим то, чего уже больше нет, и никогда больше не будет,
но что навеки сохранилось в памяти нашего сердца».
Андрей Климов.
Многим жителям нашего города известен панорамный вид города Кокчетава конца 19 века, автором которого является «корреспондент времени» — фотограф Яков Яковлевич Фидлерман.
Яков Яковлевич (Янкель Янкелевич) Фидлерман родился в Тобольске в 1842 году в семье фельдшера и цирюльника Якова Сроля Фидлермана, происходившего из поселенцев. В 1858 году Яков уезжает в Черниговскую губернию. 23 июля 1876 года Я.Я. Фидлерман получил разрешение на открытие фотографического заведения в городе Козлове Тамбовской губернии. Но задержаться в этом городе ему не было суждено, и уже в следующем году он уезжает на родину в Тобольск. Возможно, причиной была болезнь или старость отца, который в 1883 году умирает. После его смерти Яков Яковлевич, единственный наследник, продает дом в нижнем посаде Тобольска на Новой улице за 230 рубле Иосифу Родзевичу. Возможно, ему были нужны деньги на новую фотографию, разрешение на которую он получает 27 мая 1884 года. Содержать ее дозволялось не только в Тобольске, но и Таре, Кургане и Березове. Яков Яковлевич снимал портреты людей, виды городов, окрестности, создал немало замечательных пейзажных фотографий.
В 1889 году Яков Яковлевич издает «Табель-календарь на 1890 год с собственным фото-оформлением. В 1890 году он иллюстрирует своими снимками книгу хранителя Тобольского музея Н.А. Лыткина «Археологическое отделение Тобольского музея». В 1891 году фотограф Фидлерман создает альбом снимков экспозиций Тобольского губернского музея, и этот альбом преподносится в дар цесаревичу Николаю Александровичу Романову в момент посещения им города Тобольска 10 июля 1891 года. В настоящее время этот альбом хранится в Центральном Госархиве Кино и фотодокументов в Санкт-Петербурге. Авторская копия альбома хранится в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике, на обложке которой сделана соответствующую надпись: «Тобольскiй музей копiя съ альбома».
Альбом и копию сделали в Москве. Когда их привезли в Тобольск, на десяти листах наклеили фотографии Я.Я. Фидлермана с изображением экспонатов и отделов музея: естественно-исторического, этнографического, археологического, промышленного и общеобразовательного. Цесаревичу Николаю Александровичу фотоальбом подарил лично тобольский губернатор В. Тройницкий. В воспоминаниях губернатор описывал это событие так: «Библиотекарь Музея капитан С.Н. Мамеев поднес 7 книг Тобольского издания, имеющих отношение к Музею. Его Высочество пожаловал хранителю Музея Н.А. Лыткину золотые запонки, украшенные камнями, а библиотекарю Мамееву перстень с драгоценными камнями…». В музее сохранилась фотография подлинного альбома, на котором хорошо видна его серебряная крышка с гравированным растительным и ленточным орнаментом и гербом. В центре крышки мастер разместил овал с надписями по кругу, в овале — изображение Тобольского губернского музея.
Во время экскурсии по Тобольскому музею цесаревич Николай Александрович заинтересовался его коллекцией. В первом зале престолонаследник обратил внимание на скелет вымершего быка и кости древних животных. В одной из комнат отметил серебряную вызолоченную братину с русским квасом — старинный круглый сосуд, из которого пили по кругу во время пиров. Когда цесаревич пожелал попробовать квасу, ему поднесли напиток на серебряном подносе в серебряной кружке с надписью на крышке «Пиво — не диво и мед — не хвала, всему голова — что любовь дорога». В археологическом зале цесаревича привлекла витрина древнерусских вещей. Особый интерес вызвал медальон княгини Марии Долгоруковой (Меншиковой), бывшей невесты императора Петра II. Ударил гость и в ссыльный набатный колокол из Углича, установленный в музее. В 1592 году этот колокол за подстрекательство к бунту сослали в Тобольск, а перед этим вырвали язык, отсекли ухо и всыпали 12 плетей.
В сентябре того же года Я.Я. Фидлерман испрашивает документ о политической благонадежности у Тобольского Губернатора. Его намерение — открыть заведение в Томске. О неподсудности и благонадежности Томского Губернатора заверили, но вместе с тем была просьба об отобрании прежнего свидетельства 1884 года, в случае выдачи нового. Через три месяца жена Якова Яковлевича, акушерка Федосья Яковлевна, пишет прошение на открытие фотографии в Тобольске. Но пока собирались сведения о ней, она пишет второе прошение, что более не имеет надобности в свидетельстве по изменившимся обстоятельствам. А они могут быть таковы: или муж не получил разрешение в Томске, или его остановило отобрание тобольского свидетельства. Как бы то ни было, Яков Фидлерман возвращается в Тобольск.
В феврале 1893 года он просит временное свидетельство на работу в городах Тобольской губернии: Ишиме, Ялуторовске, Тюмени, Туринске и Тюкале. Ответ Губернатора: производство фотографических работ разрешается только в одном каком-либо городе. Выбирается Ялуторовск, 3 марта 1893 года свидетельство получено. Но уже через два месяца — просьба открыть в Кургане. 10 июня 1893 года выдано свидетельство № 384 на открытие фотографического заведения в Кургане и округе. В 1895 году тобольский мещанин Яков Яковлевич Фидлерман работает в своем фотоателье уже в Оренбургской губернии в городе Троицке.
Вся дальнейшая жизнь и работа фотографа Я.Я. Фидлермана связаны с Восточной Сибирью.
Но наибольший интерес для нас представляет панорамная фотография Кокчетава, сделанная Яковом Яковлевичем Фидлерманом, предположительно, в 1895 году. В настоящее время фотография хранится в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике.
На фотографии запечатлен вид на станицу Кокчетавскую или город Кокчетав. Городом станица стала в 1895 году. В центре Георгиевская церковь, притч которой состоял из протоиерея Павла Ивановича Плотникова, священника Иоанна Иоанновича Меньшенина, диакона Евфимия Евфимовича Пономарева, псаломщика Алексия Стефановича Лебедева. Чуть левее первая мечеть, называемая казахской. Ещё не построена татарская мечеть, и нет церкви в честь Архангела Михаила. Видна пожарная станция в центре снимка сверху. Рядом с ней ещё нет казённого винного склада. По берегу озера много мельниц, и одна мельница видна с южной стороны. Видна огороженная Казачья площадь справа от Георгиевской церкви. В Кокчетаве в 1892 году проживала уездная повивальная бабка Ольга Яковлевна Фидлерман, кем она приходилась Якову Яковлевичу не известно, если она была родственницей, например, сестрой, то и был повод у фотографа для посещения города Кокчетава.
В наши дни имя фотографа Якова Яковлевича Фидлермана в России не забыто. В конце 2019 года в Тюменском институте культуры работала выставка, посвященная фотографу Я.Я. Фидлерману из цикла «Старый фотограф».
Фотограф Яков Яковлевич Фидлерман всю свою жизнь увлечённо работал над фотографией, расширяя своё дело. Создал немало замечательных фотографий с видами городов Сибири и ее жителей, а также создал серию из пяти снимков по мотивам поэмы Пётра Павловича Ершова «Сузге» о приходе в Сибирь казаков Ермака, о бегстве побеждённого хана Кучума, оставившего в городке Сузгун юную жену, которая предпочла гибель почётной сдаче в плен.
Культура прошлого сохраняется не только в шедеврах архитектурного искусства, в литературе и живописи, но и в тех малых формах, на которые чаще всего обращают внимание лишь очень узкий круг людей – профессионалы в данной отрасли и любители-коллекционеры. В перечне этих форм присутствуют старинные фотографии.
Завершить рассказ я хочу словами поэта Андрея Климова, эпиграф вначале статьи которого меня вдохновил. «Что чувствуем мы, когда смотрим на старые фотографии? Очевидно, что чувства могут быть самые разные, но как бы там ни было, мы переносимся в атмосферу событий прошлого, заново проживая когда-то прожитое; в душе всплывают впечатления давно минувшего, заставляя снова и снова переживать не только зафиксированные на клочке бумаги или картона моменты, но и все им сопутствующие обстоятельства, людей, отношения с ними, ушедшую эпоху и то, что было в ней примечательного, от мелочей до исторически примечательных событий, сопутствующих тому времени. Старые фотографические карточки не дают нам уйти от самих себя, от прошлого, увековечивая мгновения нашей жизни, вырывая их из потока времени и сохраняя их, если не навсегда, то, во всяком случае, на всю нашу жизнь, чтобы мы имели возможность, хотя бы изредка, взглянув на эти неподвластные времени, выпавшие из него и остановленные мимолётные эпизоды, оглянуться на то, что уже прошло, вспомнить, осмыслить, переоценить, передумать, погрустить, поплакать… Фотография побеждает время и, если хотите, смерть» (Андрей Климов, 2010 г).
Годы летят и летят, порой мимо, складываются в десятилетия и столетия, а ценен бывает миг, который может запечатлеть только фотограф – «корреспондент времени», одним из которых был Яков Яковлевич Фидлерман, запечатлевший наш родной город более 125 лет назад.
А.И. Щербинин, историк.
г. Москва.