Памяти выдающейся русской поэтессы Белой эмиграции, сибирской казачки Марии Волковой.
Не растет ковыль на чужбине!
М.В. Волкова.
В год 200 летия со дня основания нашего города я решил познакомить земляков с малоизвестным произведением — зарисовкой о Кокчетаве 1916 года Марии Вячеславовны Волковой (2 (15).10. 1902 – 7.02.1983), выдающейся русской поэтессы Белой эмиграции, сибирской казачки и дочери кокчетавского казачьего командира, а позже колчаковского генерала Вячеслава Ивановича Волкова.
Этот очерк был написан автором по ностальгическим воспоминаниям о самых счастливых годах ее жизни 16 марта 1933 г. и впервые издан в первом выпуске альманаха «Сибирский Казак. Войсковой Юбилейный сборник Сибирского Казачьего Войска. 1582-1932» вышедшем в китайском городе Харбине в 1934 году. В этом выпуске были опубликованы 4 рассказа Марии Вячеславовны, посвященные Джаркенту, Тышкану, Верному и Кокчетаву, под общим названием «Старые места» (Очерки). Я надеюсь, что современному читателю будет интересно окунуться в давно и безвозвратно ушедшею эпоху дореволюционной жизни и почувствовать жизнь патриархального Кокчетава.
Любителям зарубежной русской литературы в России, в том числе и в Казахстане, Мария Волкова практически не знакома. Небольшие сборники ее стихов 1936 г. и 1944 г., изданные за рубежом, в СССР не издавались. После второй мировой войны ее стихи изредка печатались в некоторых зарубежных газетах, журналах и антологиях. Сейчас у нас появилась возможность восполнить пробел и читать ее стихи, благодаря последовательной просветительской работе журналиста, представителя Союза Православных Граждан Казахстана в Санкт-Петербурге, М.Н. Ивлева и старшего научного сотрудника научно-исследовательского отдела Областного историко-краеведческого музея г.Усть-Каменогорска О.М. Тарлыковой.
Мария Вячеславовна Волкова родилась 2 (15) октября 1902 года в семье генерала Вячеслава Ивановича Волкова (1877 – 1920) из дворян Акмолинской области и Анны Сергеевны (1881 – 1920) из старинного рода уральских казаков Толстовых — дочери генерала от кавалерии Сергея Евлампиевича Толстова (1849—1921).
Вячеслав Иванович Волков с началом Первой мировой войны выходит на фронт командиром 4-й сотни в 1-м Сибирском казачьем Ермака Тимофеева полка на Кавказском фронте (кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени, ранее принадлежавшего знаменитому русскому полководцу времен русско-турецких войн «белому генералу» М. Д. Скобелеву). Отцу Марии полагался отпуск, «и тоска по родному краю пробудилась в нем безудержная». Родители уговорились встретиться в Кокчетаве, а оттуда всем вместе наведаться в Омск, после чего совершить «чудную поездку на пароходе по Иртышу». В июне 1916 г. мать и дочь из Петрограда отправились в Кокчетав на встречу с отцом. Однако желанное свидание все отодвигалось и повидаться на короткое время им удалось лишь в конце августа. Эта поездка и побудила в будущем Марию Волкову написать главу «Кокчетав» в очерке «Старые места» практически через 17 лет. Революционную смуту и гражданскую войну Волковы пережили в Омске. В 1919 году Мария Вячеславовна вышла замуж за казачьего офицера Александра Эйхельбергера, сына лютеранского пастора. Вячеслав Иванович Волков был одним из организаторов свержения советской власти в июне 1918 года в Западной Сибири и главным участником событий, приведших к власти адмирала А.В. Колчака, участником Великого Сибирского Ледяного похода. После занятия Сибири красноармейцами генерал В. А. Волков застрелился. Жена его вскоре умерла от тифа.
После отступления адмирала Колчака через сибирскую тайгу Александру и Марии (Волковой) Эйхельбергерам удалось перебраться в Литву, где они прожили 10 лет в местечке Волковиске, после чего судьба приводит их в Гейдебрух (Вост. Пруссия). За годы скитаний в семье Эйхельбергеров родились сын Александр (1924 г.) и дочь Ольга (1935 г.). После второй мировой войны семья Марии Вячеславовны переехала сначала в Геммингштедт (Гольштиния), а оттуда в деревню Оттерсвейер, неподалеку от Баден-Бадена. В этой деревушке супругам и пришлось провести остаток своей нелегкой кочевой жизни: Александр Эйхельбергер умер в 1972 году, Мария Вячеславовна — 7 февраля 1983 года.
Посвящение.*
Тебе — Великая, Жестокая, Родная,
Всегда любимая с далеких детских лет,
Я песни верности и горести слагаю
И шлю, как дар, как дочерний привет!
Нет нужды в том, что Ты сошла с дороги:
Пора придет — Ты путь найдёшь прямой,
И лик прекрасный Твой, загадочный и строгий,
С улыбкой склонится, быть может, надо мной.
Нет нужды в том, что жизнь мне Ты разбила,
Услав к чужим, холодным берегам,-
Того, что раньше сердцу было мило,
Я никому и ныне не отдам!
Пусть — нищета, пусть все кругом — не наше,
Пусть коротка, непрочна жизни нить, —
Я пью безропотно мне посланную чашу,
Благодаря за счастье РУССКОЙ быть!
И если не войду под сень Твою, Родная,
Не устояв в болезни и в борьбе,-
Умру, за то судьбу благословляя,
Что петь могла Тебе и о Тебе!
* Мария Волкова. Песни Родине. Харбин. 1936.
Мария Волкова «Старые места» (Очерки)*
4. Кокчетав
Кто из Сибиряков не знает Кокчетава? Должен знать всякий, т.к. этот маленький городишка являлся центром 1-го Отдела, одного из трех отделов нашего Войска. Но, собственно, сам по себе он ничего не представляет замечательного: типичное захолустье, где в былые годы жизнь текла до того медленно, что, казалось, — она вечно стоит на месте и только по седеющим головам и подрастающим ребятам можно было все-таки заметить полет времени.
Славился Кокчетав своей классической грязью в весеннюю и осеннюю пору. Была она настолько вязкой и глубокой, что нечего было и пытаться перейти через улицу в калошах, — все равно увязнут и останутся в трясине – иначе как в сапогах или в «кораблях» не пройдешь. Да еще знаменит был озером, на берегу которого дома расположились полукругом. Это озеро было средоточием кокчетавской жизни в течение всего лета.
С утра до вечера на своеобразном «пляже», в который прямо упирались десятки глаз – окон, копошился народ. Старые и малые, мужчины и женщины, русские и татары омывали свои распаренные зноем тела в чистой, прозрачной воде озера, прозрачной несмотря на то, что из дворов все ненужное выбрасывалось и сваливалось прямо с берега, удобства и скорости ради. Простота нравов царила умилительная.
Берег был гол, — ни кустика, ни деревца и приходилось раздеваться на виду у всех; было несколько купален, но так далеко, что не стоило в них ходить – все равно устанешь и замаешься; о купальных костюмах, конечно, совершенно не могло быть и речи; но это никого не смущало: все привыкли. Тут и купались, тут бабы полоскали белье, тут же какой-нибудь мужичок въезжал с водовозкой в воду и, наполнив бочку до верху, с криком гнал лошадь, тут же казаки поили коней. Словом, оживление было большое.
И вот в этот то городок потянуло с Кавказа моего отца. Два года длилась уже война, и тоска по родному краю пробудилась в нем безудержная. Он написал матери в Петроград, чтобы она не выезжала на дачу, как обыкновенно, а отправилась бы со мною в Кокчетав, т.к. он надеется в средине лета получить отпуск и хочет непременно побывать в Сибири. Из Кокчетава мы вместе поехали бы в Омск, а затем совершили бы чудную поездку на пароходе по Иртышу.
Перспектива была очень заманчивая. Мать, конечно, поступила по желанию отца, и, в начале июня, мы двинулись из Петрограда в Петропавловск, а оттуда, «по веревочке», добрались и до Кокчетава. Но наши надежды не оправдались. Полк отца все лето был в боях и только в конце августа, когда наступило затишье, долгожданный гость смог приехать к нам. Но тогда уже поздно было думать о поездке по Иртышу: надо было торопиться в Петроград, я и так уже опоздала к началу занятий.
Итак, летние месяцы прошли для нас в постоянном напряжении, в тоске и были совсем отравлены. Долго после того я с неприятным чувством вспоминала время, проведенное в Кокчетаве, считая его вычеркнутым из жизни. Но странно, с годами это воспоминание совершенно переменило свой характер, шероховатости и серые тона приобрели мягкий розоватый оттенок. О, теперь на многое смотришь под иным углом зрения и ценишь то, мимо чего равнодушно или с усмешкой проходила в дни юности.
И я вижу, кроме смешных, глубоко-провинциальных нравов, неинтересной жизни, пустынных и скучных улиц и неопрятного озера все то, что проглядела раньше: патриархальный быт, широкое хлебосольство и радушие, людей хоть скромных, но самобытных и содержательных, и родную степную природу. А что значило одно сознание того, что все это свое, казачье, и что ты – дома. Но тогда в голову не приходило, что когда-нибудь может быть иначе.
Теперь вот даже калачи и шаньги и то вспоминаешь с умилением. Да и в самом деле – разве пекут где-нибудь такие румяные, вкусные шаньги с коричневой, хрустящей корочкой, как у нас, в Сибири? Разве калачи наши, из темной, пепельного цвета пшеничной муки, тоже не единственные в своем роде? И если день начинается этими калачами и шаньгами, да еще с холодным – как лед, и густым, как сливки, молоком в придачу, то, право же, грешно жаловаться.
Целый день – полная свобода. Хочешь, — читай что-нибудь (в городском училище есть все русские писатели); хочешь – смотри в окно, как идут куда то солдаты местной команды, как расходятся торговки с базара, как целый воз татар едет на озеро купаться; хочешь – иди за каким-нибудь пустяком в лавку «тети Грудининой», где, наверное, собрался «клуб». Идя по улице, встретишь массу знакомых. Вот с улыбкой здоровается красивый кадет – шестиклассник Костя Самсонов, с другой стороны улицы кланяется уже кончивший кадет Володя Калачев, будущий юнкер-николаевец. Грузная Александра Никифоровна Самсонова сидит возле своего дома на лавочке. Проходит обычной деловой походкой атаман Отдела Ефим Прокопьевич Березовский – в свою канцелярию. В хорошем рессорном ходке торопится куда-то войсковой старшина в отставке П.Ф. Таранов, — почетное лицо в городе. У ворот везде вьются ребята, играющие в горелки. В окне низенького дома – красивое лицо скучающей m-me Акридовой. Все свои, все друг друга знают…
С грехом пополам проходит время до 5 часов. В пять мы с матерью отправляемся в кондитерскую Филимонова, где пекут очень вкусные пирожные, настолько вкусные, что до следующей выпечки никогда ни одного не остается. Мадам Филимонова, особа свирепого вида, с необыкновенно буйной прической, за которую удостоилась получить от нашей квартирной хозяйки, Марьи Ивановны Мельниковой, беззастенчивое прозвище «пужало», собственноручно выбирает нам пирожное.
Относим покупку домой, пьем чай и тогда идем гулять. По дороге подхватываем всех знакомых соломенных вдов (мужья все на фронте), подростков и детей и целой гурьбой отправляемся «на сопку». Сопка эта сейчас за городом. С нее видно далеко вокруг. Сидим на камнях, покрытых коротким мхом, словно бархатом, вяло болтаем и смотрим на озеро – как красиво отражается в нем закат.
Пахнет богородской травой, свежестью и безмятежием… Наступают сумерки. Детворе надо ужинать, и мы возвращаемся домой. Пастух, дурачок Сеня, бежит в обтрепанном армяке и машет длинным кнутом. На крылечке находим нашу хозяйку: она любит поговорить и каждый вечер выходит посидеть с нами. Марья Ивановна – казачка, староверка. В доме у нее чистота образцовая.
Муж ее – фельдшер, сама же она совершенно необразованная женщина, кажется, даже пишет с трудом. Но природного здравого ума у нее не занимать стать. Своим двум дочерям она постаралась дать «настоящее» образование, обе кончили гимназию в Омске и потом вышли замуж за офицеров. Любопытно послушать Марью Ивановну: она знает биографию каждого кокчетавца, у нее – тонкая наблюдательность и мудрый подход к жизни.
Рассказывает она интересно, простым и образным казачьим языком. Сколько различных событий произошло на ее глазах, сколько неизвестных, незапомнившихся драм она знает. Многие из ее историй так и просятся на бумагу. Неудивительно, что мы подолгу просиживали с ней на крылечке и часто расходились на покой, когда все вокруг уже спало.
Иногда за нами заходила компания и мы отправлялись от нечего делать в кинематограф. Да! В Кокчетаве был и кинематограф и притом такой, какого, пожалуй, ни в каком другом городе Российской Империи не было. В городском саду, не отличавшемся ни пышностью деревьев, ни своими размерами, красовалось небольшое строение, вроде наскоро сколоченного балагана. Там стояли рядами длинные некрашеные скамейки, но этих сидений не хватало, и половина публики стояла, впрочем, нисколько на это не обижаясь.
Содержание фильм всегда оставляло в зрителях чувство неудовлетворенности, т.к. предприимчивый хозяин кинематографа доставал, вероятно, по очень дешевой цене, обрывки негодных лент и сам кое-как состряпывал их вместе, так что иногда шло две или три драмы вперемешку, и часто конец был сначала, а начало – потом…
Демонстрация картин сопровождалась, как полагается, музыкой, причем оркестр состоял из довольно хриплой гармоники, на которой чьи-то не особенно искусные руки наигрывали всегда один и тот же мотив: «Прощайте родные, прощайте друзья, прощай дорогая невеста моя».
Много лучше этого развлечения были поездки на рыбалку. Запрягалась большая телега, на нее нагружались съестные припасы, старые одеяла, чтобы разостлать потом на траве, самовар и ребята. Солидная публика размещалась на трашпанках и веселый поезд с громкими возгласами и смехом двигался за семь верст на речку Чиглинку, где хорошо клевали окуни и язи.
Чиглинка – небольшая речушка с живописными берегами, поросшими тальником и черемухой. Недалеко от излюбленного «рыбного» места были среди широкой равнины, разбросаны маленькие озерки или болотца, в них водились и караси. Сплошной рамой окружали их камыши, или – как у нас называют – «маралки», а на поверхности плавали тысячи кувшинок белых и желтых. Казаки и детвора накапывали червей и насаживали их на удочки. Все разбредались по берегу и сосредоточенно следили за поплавком. Несколько раз закусывали, лежали на траве, глядя в небо, лениво перебрасывались словами, потом опять шли рыбачить и только когда начинало смеркаться, снимались с бивака и, утомленные движением на свежем воздухе и довольные хорошо проведенным днем, возвращались восвояси.
О чем еще надо упомянуть, раз речь зашла о Кокчетаве, это – о прелестном Кокчетавском кладбище. Я понимаю, почему наш хороший знакомый, В.Н. Ерковский, правда – уроженец Кокчетавской станицы, предчувствуя близкую смерть, завещал перевезти свое тело на родину и непременно похоронить в Кокчетаве.
Мы посетили с матерью его могилу и обошли все кладбище. Мне редко приходилось видеть такие кладбища, где как-то не хочется предаваться черным мыслям. Все здесь так мирно, приветливо, почти радостно. Расположилось кладбище на горке, поросло березами, кустами шиповника и массою полевых цветов. Нет на нем ни красивых памятников, ни массивных крестов и оград, все просто и незатейливо, как просты и бесхитростны были те люди, что нашли здесь вечный покой. Но эта именно простота и слияние с природой как раз особенно действуют на душу. Они как-то примиряют с кажущейся жестокостью и несправедливостью человеческого жребия…
С кладбищенской горки открывается отличный вид. Издали, когда все неказистые мелочи стираются, маленькой городок, расположившийся полукругом над зеркальными водами озера, с двумя своими церквями – станичной и городской – и скромными домиками с крашеными крышами и ставнями, кажется привлекательным и даже живописным. А кругом расстилается ровная, как скатерть, привольная степь, в которой есть где разгуляться широкой казачьей душе. И в степи помахивает русыми головками ковыль, скромно прячутся цветы бессмертника, и полынь насыщает воздух своим горьким ароматом…
Времена изменились. Люди приходят и уходят, надежды вспыхивают, гаснут и опять зарождаются, а степь – все та же… Она всегда, всегда одинаково бела зимой и радостна изумрудна летом, она благоухает и словно завороженная, молчит и ждет…
16 марта 1933 г.
_________________
* «Сибирский Казак. Войсковой юбилейный сборник Сибирского Казачьего Войска. 1582 – 1932 г.», выпуск первый, Харбин, 1934.
КОВЫЛЬ*
Под ногами вереск лиловый,
Сосны высятся прямо и строго, —
Даже в этой стране суровой
Красоты бесконечно много.
По верхушкам кружится ветер.
Шуму леса привычно внемлю.
Грустно, грустно тому на свете,
Кто родную покинул землю.
Сколько всюду великолепий
Ты рассыпал, Господи Боже!
Но мои далекие степи
Мне навеки всего дороже.
Ах, когда-то было иначе…
Захлебнешься порой тоскою —
Вот как вспомнишь простор казачий
С серебристой ковыль-травою.
Можно свыкнуться с каждой болью,
Но одна свежа и поныне:
Нет былого душе раздолья,
Не растет ковыль на чужбине!
* Волкова, Мария Вячеславовна (1902-1983). Не растёт ковыль на чужбине!: (избранные стихи) / Мария Волкова; составитель К. Н. Хохульников. — Ростов-на-Дону : Ростиздат, 2001.
Историк Щербинин А.И. Москва.
Сентябрь 2024 г.